Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2008 по делу n А46-6451/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 июня 2008 года

                                                       Дело №   А46-6451/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  26 июня 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 июня 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рябухиной Н.А.

судей  Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Лепехиной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1192/2008) Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 30 января 2008 года по делу №  А46-6451/2007 (судья Шишкина Л.А.), принятое по иску Омского муниципального унитарного предприятия «Городской электротранспорт» к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, представляемого Управлением Федерального казначейства по Омской области

третьи лица: Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта администрации г.Омска, Министерство финансов Омской области, Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску

о взыскании 212541000 рублей,

при участии в судебном заседании представителей: 

от  Министерства Финансов Российской Федерации – представитель Сушко А.В. по  доверенности от 15.01.2008,

от Омского муниципального унитарного предприятия «Городской электротранспорт» –  представитель Голенецких А.А. по доверенности от 17.04.2008,

от Министерства труда и социального развития Омской области –  представитель Терехова Н.Ю. по доверенности № 07/мтср-6756 от 09.11.2007,

от Департамента транспорта Администрации г. Омска –  представитель Гирло О.П. по  доверенности № 01-01-04/1825 от 12.07.2007,

от Министерства финансов Омской области – представитель Каурова С.А. по доверенности № 10-07/4497 от 06.12.2007,

от Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску – представитель не явился,

                                                                  УСТАНОВИЛ:

Омское муниципальное унитарное предприятие «Городской электротранспорт» (далее – ОМУП «ГЭТ») 06.07.2007 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Омской области о взыскании 253181986 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров городским транспортом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены : Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (далее – УМТСР по городу Омску) - определением суда от 31.07.2007; Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта Администрации города Омска -определением суда от 02.10.2007.

 До принятия судом решения по делу истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) отказался от исковых требований к Министерству финансов Омской области (л.д. 90-91 т.1).

Определением Арбитражного суда Омской области от 01.11.2007 производство по делу № А46-6451/2007 в части исковых требований к Министерству финансов Омской области  прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (л.д. 49-50 т.3).

Этим же определением Министерство финансов Омской области по ходатайству истца привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

На основании ст. 49 АПК РФ истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции уточнял исковые требования, заявив в окончательном варианте о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров городским транспортом, в размере 212541000 руб.

Решением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2008 по делу № А46-6451/2007 иск ОМУП «ГЭТ» удовлетворен. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОМУП «ГЭТ» взыскано 212541000 руб. убытков и 2000руб. расходов по уплате государственной пошлины за счет казны Российской Федерации. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскано 98000руб. государственной пошлины.

Возражая против принятого судом решения, Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального права. Ответчик считает, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о его фактических расходах по перевозке льготной категории граждан в спорный период.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу ОМУП «Городской электротранспорт», Министерство финансов Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта Администрации города Омска просят оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г.Омску, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.

На основании ч.1ст.266, ч.5ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица.

В заседании суда апелляционной инстанции  26.06.2008 представитель ответчика поддержал ходатайство об истребовании доказательств, заявленное в судебном заседании 24 апреля 2008 года.

Представитель Министерства финансов Омской области возражает против удовлетворения заявленного ответчиком ходатайства, так как оно фактически выполнено (запрошенные документы представлены).

Представители ОМУП «Городской электротранспорт», Департамента транспорта Администрации г. Омска и  Министерства труда и социального развития Омской области возражают против удовлетворения заявленного ответчиком ходатайства.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении в связи с необоснованностью.

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях.

Представители  ОМУП «ГЭТ», Министерства финансов Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Департамента транспорта Администрации г.Омска высказались согласно отзывам на апелляционную жалобу.  

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

  Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОМУП «ГЭТ» как коммерческая организация, осуществляющая деятельность по перевозке пассажиров троллейбусами, трамваями и другими видами транспорта по установленным городским маршрутам, в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставляло услуги по пассажирским перевозкам трамваем и троллейбусом лицам, пользующимся правом бесплатного проезда.

Право бесплатного проезда указанным лицам предоставлено Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах», Законом РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Законом РФ от 15.01.1993 №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой славы», Законом РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом РФ от 09.06.1993 №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.07.1969 №399 «О предоставлении права бесплатного проезда на автобусах городского и пригородного сообщений шоферам и кондукторам автобусов предприятий автомобильного транспорта общего пользования».

Перевозки осуществляются ОМУП «ГЭТ» на основании договора о муниципальном заказе по организации маршрутной перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в городе Омске от 25.12.2003, заключенного между Департаментом транспорта Администрации города Омска, муниципальным учреждением «Центртранс» и ОМУП «ГЭТ» (л.д. 53-57 т.1).

Согласно п.2.1.10 договора Департамент распределяет бюджетные компенсации за перевозку пассажиров, имеющих право на льготы по оплате проезда в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Омской области и органов местного самоуправления города Омска, предприятиям городского пассажирского транспорта с учетом фактически выполненного объема работы по маршрутным перевозкам в машино-часах по утвержденному Департаментом расчетному тарифу; объем выполненной работы в машино-часах оплачивается в пределах плана, формируемого Департаментом (перечисление бюджетных компенсаций предприятию осуществляется плановыми платежами в течение текущего месяца).

Представленной в материалы дела производственной программой в машино-часах по предприятиям городского пассажирского транспорта за 2004 год подтверждается, что в 2004 году истцом выполнен объем работ в 868,91 м/часов, что составляет 28,94 % от общего количества перевозок (л.д. 98 т.1).

Исходя из справок, предоставленных Министерством труда и социального развития Омской области, Прокуратурой Омской области, Омским линейным управлением внутренних дел на транспорте, Управлением судебного департамента в Омской области, Омской академии МВД России, Штабом УВД Омской области, УФСИН России по Омской области, УФССП по Омской области, Военной комендатурой Омского гарнизона, МЧС России, Омским кадетским корпусом, Управлением ФСБ России по Омской области, Департаментом транспорта Администрации города Омска (л.д. 101-115 т.1), истец определил, что в 2004 году количество льготных категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда, составило 255089 человек. Лица, вошедшие одновременно в несколько категорий льготных пассажиров, учтены истцом только по одной категории.

Ответчик иных сведений, определяющих количество льготных категорий пассажиров, суду не представил.

В соответствии с п. 29 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.2002 №149, количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается на основании информации (справок), полученной от организаций, выдавших документы, дающие право на бесплатный проезд (городских военных комиссариатов, местных органов социального обеспечения и других). Количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований, в результате которых определяется коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящееся на каждого платного). В дальнейшем этот коэффициент в виде постоянной величины (на срок до проведения нового обследования) используется для расчета объема бесплатных пассажиров. Для проведения натурных обследований предлагается применять Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные Госкомстатом России 19 декабря 2001г.

Избранный истцом способ расчета количества перевезенных в 2004 году льготных категорий пассажиров (73823человек х 50поездок х 12месяцев) соответствует Инструкции.

Применение при расчете установленного Инструкцией количества поездок в месяц (50) на каждого пассажира, а не данных натурного обследования, проведенного в 2002 году, является правом ОМУП «ГЭТ», в связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что при расчете количества поездок истец должен был использовать данные натурного обследования.

Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана, поэтому расчет количества поездок, основанный на Инструкции,  является правомерным.

Указом Губернатора Омской области от 02.08.2002 №199 установлен тариф на городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Омске  в размере 5 рублей за одну поездку , который действовал и в 2004 году (л.д. 42-45 т.1).

Следовательно, с учетом перевезенных истцом за год льготных пассажиров, расчетная сумма компенсации составила 221469000 рублей (73823человек х 50поездок х 12месяцев х 5 рублей).

По платежным поручениям за период с 12.01.2004 по 15.12.2004 в Департамент транспорта администрации г.Омска в 2004 году перечислено из бюджета 50538500 рублей.

Согласно акту сверки взаиморасчетов между Департаментом транспорта и истцом, а также справке Департамента транспорта Администрации г.Омска от 04.07.2007 №01-05/1759, бюджетное финансирование за 2004 год пропорционально выполненному объему работ в м/часах на возмещение льгот ОМУП «ГЭТ» составило 8928000 рублей (л.д. 40-41 т.1).

В связи с неполной компенсацией затрат, произведенных истцом, ОМУП «ГЭТ» причинены убытки на общую сумму 212541000рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст.ст. 16, 1069

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2008 по делу n А46-3728/2008. Изменить решение  »
Читайте также