Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А75-7278/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 апреля 2010 года

                                     Дело №   А75-7278/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  09 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 апреля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Леоновой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-299/2010) инспекции Федеральной налоговой службы по г.Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.11.2009 по делу № А75-7278/2009 (судья Истомина Л.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-комерческая компания "КогалымНефтеАрм" к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

3-е лицо  Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Когалыме ХМАО-Югры

о признании незаконным решения и возврате излишне уплаченных налогов,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ИФНС России по г. Когалыму ХМАО - Югры – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ООО ПКК «КогалымНефтеАрм» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ГУ - УПФ РФ в г. Когалыме ХМАО - Югры – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Решением от 17.11.2009 по делу № А75-7278/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая компания «КогалымНефтеАрм» (далее – ООО ПКК «КогалымНефтеАрм», общество), признал недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – инспекция, ИФНС России по г.Когалыму ХМАО-Югры) № 171 от 03.04.2009 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обязал инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Когалыму Ханты- Мансийского автономного округа – Югры произвести возврат ООО ПКК «КогалымНефтеАрм» излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на КБК 18210202020060000160 в сумме 189 429 руб. 18 коп.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие у налогового органа оснований для отказа в возврате сумм излишне уплаченных платежей.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г.Когалыму ХМАО-Югры просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что решение об отказе в возврате сумм переплаты является законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2008 по делу № А75-2865/2008 в отношении ООО ПКК «КогалымНефтеАрм» открыто конкурсное производство, определением суда от 01.12.2008 конкурсным управляющим общества назначен Спиров В.Н.

При осуществлении возложенных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности) обязанностей конкурсному управляющему стало известно о наличии у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на КБК 18210202020060000160, в сумме 189 429 рублей 18 копеек.

25.03.2009 конкурсный управляющий от имени общества обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в указанной выше сумме.

Решением № 171 от 13.04.2009 налогоплательщику в возврате излишне уплаченных сумм было отказано в связи с тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога. На основании данных обстоятельств налоговый орган указал, что не может осуществить возврат страховых взносов без согласия Пенсионного фонда.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

17.11.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом (пункт 9).

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Суд первой инстанции, верно, указал на то, что данные нормы также подлежат применению и при возврате страховых взносов на обязательно пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Согласно   статье   2   названного   Закона   правоотношения,   связанные   с   уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Поскольку вышеуказанный Закон не устанавливает порядок возмещения излишне уплаченных страховых взносов, отношения по возврату (зачету) данных обязательных платежей регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного, как верно отмечено судом первой инстанции, а также на основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик, являющийся в силу Федерального закона от 21.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» главным администратором доходов Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам, имеет полномочия по осуществлению возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 № 2776/06 и № 4240/06.

Факт излишней уплаты страховых взносов в размере 189 429 рублей 18 копеек подтверждается актом сверки от 10.11.2008, выпиской из лицевого счета, ведомостями уплаты страховых взносов, платежным поручением № 50 от 20.04.2007 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку апелляционной жалобы на Письмо ФНС РФ от 01.12.2008 № ММ-6-1/873@ «О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», поскольку решением Высшего Арбитражного Суда от 19 марта 2010 г. по делу № ВАС-9507/09 данное письмо признано недействующим, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом при указанных обстоятельствах и в отсутствие иных препятствий для возврата сумм налога, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов, в связи с чем оспариваемое решение обоснованно признано недействительным, а заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.11.2009 по делу № А75-7278/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

Ю.Н. Киричёк

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А46-17232/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также