Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу n А46-17160/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 апреля 2010 года

                                   Дело №   А46-17160/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  01 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  08 апреля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-278/2010) открытого акционерного общества "Омскхлебопродукт" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2009 по делу № А46-17160/2009 (судья Биер Е.Б.), по иску Главное Управление по земельным ресурсам Омской области к открытому акционерному обществу "Омскхлебопродукт"

о внесении изменений в договор

при участии в судебном заседании представителей: 

от ОАО «Омскхлебопродукт» - Мещерекова Е.В. (паспорт серия 5201 № 547188 выдан УВД Ленинского АО г. Омска 14.09.2001, доверенность от 15.01.2010 сроком действия до 31.12.2010);

от ГУЗР Омской области – Федорова Е.А. (удостоверение № 126 выдано 15.12.2009 доверенность № 06/11333 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010),

установил:

Решением от 19.11.2009 по делу № А46-17160/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области) о внесении изменений в договор аренды открытым акционерным обществом «Омскхлебпродукт» (далее – ОАО «Омскхлебпродукт», ответчик, общество) земельного участка, изложив пункт 2.1., 2.2. договора аренды земельного участка № Д-Кр-2-1-3755 от 28.03.2003, в следующей редакции:

Пункт 2.1.

«Величина арендной платы за предоставленный Арендатору Участок определяется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п и рассчитывается по формуле:

Ап = Кс х Сап/12, где

Ап – размер ежемесячно арендной платы

Кс – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы (кадастровая стоимость земельного участка составляет 402 006 324 руб. 64 коп.)

Сап – ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015 (пункт 8 приложения № 1 к постановлению Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п)

12 – количество месяцев в году

Ап = 402006324,64 х 0,015/12 = 502 507 руб. 91 коп.».

Пункт 2.2.

«Величина ежемесячной арендной платы за предоставленный Арендатору Участок устанавливается в размере 502 507 руб. 91 коп.».

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления Главного управления по земельным ресурсам Омской области, исходил из того, что договором аренды (пункт 2.2) предусмотрена возможность изменения арендной платы в результате принятия нормативных актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы. Таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства Омской области № 179-п от 29.10.2007, утвердившее новый порядок расчета арендной платы.

ОАО «Омскхлебпродукт» в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на не полное выяснение обстоятельств дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Главное Управление земельных ресурсов Омской области с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОАО «Омскхлебопродукт» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе. Утверждает, что истец изменил размер земельного участка самостоятельно, в связи с чем арендная плата возросла. Просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Пояснил, что у ответчика согласно договору аренды находится земельный участок № 5, а не земельный участок № 11 и 12 по отдельности, как утверждает общество.

Представитель истца просил оставить решение от 19.11.2009 по делу №  А46-17160/2009 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Между Департаментом недвижимости администрации г.Омска (Арендодатель) и открытым акционерным обществом «Омскхлебопродукт» (Арендатор) заключен договор аренды   земельного   участка   №   Д-Кр-2-1-3755   от   28.03.2003,   в   соответствии   с   которым Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду сроком на 10 лет земельный участок в границах города Омска, общей площадью 99656 кв.м., кадастровый номер 55:36:19 03 04:0005, местоположение которого установлено относительно здания, расположенного по адресу: ул. Бетховена, 1 (Кировский округ г.Омска) для производственных целей под здание (бытовой корпус).

Государственная регистрация договора аренды произведена Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.06.2003.

Земельный участок, являющийся предметом договора аренды № Д-Кр-2-1-3755, исходя из содержания кадастрового плана земельного участка, составленного по состоянию на 04.04.2003, не находится в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности (сведения о правах отсутствуют), следовательно, в силу пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является государственной собственностью.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На момент заключения договора аренды № Д-Кр-2-1-3755 Департамент недвижимости администрации города Омска в соответствии с положением о Департаменте недвижимости администрации города Омска, утвержденным постановлением мэра города Омска от 17.04.2000 № 186-п, был управомочен от имени собственника передавать в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 утверждено Положение о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, согласно которому Главное управление по земельным ресурсам Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1 Положения).

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» специально уполномоченный орган осуществляет, в том числе, полномочия, связанные с принятием решений о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.

Таким образом, в связи с перераспределением собственником имущества полномочий, Арендодателем по договору аренды № Д-Кр-2-1-3755 в настоящее время является Главное управление по земельным ресурсам Омской области.

Согласно пункту 2.1. договора аренды и приложения к нему величина арендной платы в месяц рассчитывается по формуле: Ар=БхК1хК2хКПхS/12 в соответствии с постановлением мэра города Омска от 19.04.2004 № 130-п и составляет 51 183 руб. 32 коп.

В соответствии с пунктом 2.2. договора величина арендной платы может быть пересмотрена в одностороннем порядке Арендодателем до окончания срока действия договора в соответствии с федеральными, областными законами, решениями Главы городского самоуправления или Омского городского Совета, изменяющими величину арендной платы.

Соглашением сторон от 04.04.2005, зарегистрированным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 08.06.2005, в договор аренды земельного участка № Д-Кр-2-1-3755 внесены изменения, согласно которым размер арендной платы увеличен до 76 004 руб. 31 коп. в месяц, при этом стороны пришли к соглашению о том, что при принятии нормативных актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы, новые значения этих величин используются в расчете с указанного в данных актах момента (если такой момент в актах не указан - с момента вступления этих актов в законную силу) в связи с чем Арендодатель обязан письменно уведомлять Арендатора обо всех изменениях в вышеуказанных нормативных правовых актах.

Ссылаясь на то, что с 13.11.2008 постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п установлен новый порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, истец обратился к ответчику с требованием (письмо от 29.06.2009 исх. № 0201/5116) о внесении изменений в условия договора аренды, в том числе в части увеличения размера арендной платы с 01.12.2008 до 502 507 руб. 91 коп. в месяц.

Поскольку в установленный срок - 20 календарных дней с даты получения письма от 29.06.2009 – ответчик соглашение не подписал, истец обратился в суд с иском о внесении изменений в договор аренды.

19.11.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 4 статьи 421 и части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, при этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1, части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

В соответствии

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу n А70-9771/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также