Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А70-11594/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 25 марта 2010 года Дело № А70-11594/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П. при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-817/2010) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2009 по делу № А70-11594/2009 (судья Свидерская И.Г.), по иску Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области о взыскании излишне перечисленных сумм страховых выплат в размере 49 826 руб. 40 коп., при участии в судебном заседании представителей: от ГУ - ТРО ФСС РФ в лице Филиала № 1 - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от УФНС России по Тюменской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, установил: Решением от 14.12.2009 по делу № А70-11594/2009 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 (далее – фонд социального страхования, заявитель) к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – УФНС России по Тюменской области, Управление) о взыскании излишне перечисленных сумм страховых выплат в размере 49 826 руб. 40 коп. В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что налоговый орган не вступал в право наследования и не может вернуть сумму из собственных средств. В апелляционной жалобе фонд социального страхования просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств дела. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 во исполнение Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществляло страховые выплаты следующим лицам: Смоленцев М.С., Неволина Л.Ф., Айнуллина С.А. В связи с несвоевременным получением информации о фактах смерти указанных лиц, филиал излишне перечислил на лицевые банковские счета, открытые в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации, Тюменское городское отделение № 29 Смоленцевой М.С., Неволиной Л.Ф., Айнуллиной С.А. денежные средства в размере 49 826 рублей 40 копеек. В целях возврата излишне перечисленных сумм страховых выплат Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 обращалось в Арбитражный суд Тюменской области (дело № А70-2415/2009) с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Тюменского городского отделения № 29 с требованием об обязании списать с открытого на имя Айнулиной С.А. излишне перечисленные 3 884 рубля 10 копеек страховые выплаты. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009 года по делу № А70-2415/2009, кассационная инстанция установила, что отношения по выплате страхового обеспечения возникают между страховщиком (Фондом) и застрахованным лицом - гражданином, обслуживающий банк не является их участником и не вправе списывать с лицевого счета клиента денежные средства, зачисленные по распоряжению Фонда. Законодательством о социальном страховании также не предусмотрена обязанность банка по возврату страховых сумм со счета клиента после его смерти. С учетом вынесенного постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009, Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области о взыскании излишне перечисленных сумм страховых выплат в размере 49 826 руб. 40 коп., мотивировав его тем, что умершие Смоленцев М.С., Неволина Л.Ф., Айнуллина С.А. не имеют наследников и согласно части 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ страховые выплаты являются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. 14.12.2009 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", ни Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не возлагают на налоговые органы обязанности по ведению учета, оценки и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. При этом указанные в предыдущем абзаце нормативно- правовые акты имеют преимущественное значение для разрешения спора, в связи с тем, что Указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом в пунктах 2 и 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом. Такой закон до настоящего времени не принят. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые, согласно части третьей Кодекса, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Обязанность принимать меры по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы пунктом 3 Положения об учете имущества от 29.06.1984. Согласно Письму Федеральной налоговой службы России от 19.02.2007 № 02-3-04/3а "О выморочном имуществе" до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 и Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов СССР 19.12.1984 № 185 (далее - Инструкция). Согласно пункту 5 Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. Между тем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств выдачи в установленном порядке свидетельства о праве государства на наследство либо соответствующее судебное решение, по которому денежные средства, находящиеся на счетах умерших, были зачислены в доход федерального бюджета и перешли в порядке наследования к соответствующему налоговому органу. Кроме того, согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. Таким образом, те обстоятельства, что письма направляемые родственникам умершего и отсутствие сведений от нотариусов о вступлении в наследство, не могут свидетельствовать об отсутствии наследников фактически принявших наследство, при этом принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы ни находилось (ч. 2 ст. 1152 ГК РФ). Доказательств того, что заявителем был установлен весь объем наследственной массы, в материалы дела не представлено. Таким образом, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2009 по делу № А70-17303/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.Ю. Рыжиков Судьи Н.Е. Иванова Е.П. Кливер Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А70-12621/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|