Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А70-11594/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 марта 2010 года

            Дело №   А70-11594/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  18 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-817/2010) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2009 по делу № А70-11594/2009 (судья Свидерская И.Г.), по иску Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Управлению Федеральной налоговой службы  по Тюменской области

о взыскании излишне перечисленных сумм страховых выплат в размере 49 826 руб. 40 коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ГУ - ТРО ФСС РФ в лице Филиала № 1 - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от УФНС России по Тюменской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Решением от 14.12.2009 по делу № А70-11594/2009 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 (далее – фонд социального страхования, заявитель) к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – УФНС России по Тюменской области, Управление) о взыскании излишне перечисленных сумм страховых выплат в размере 49 826 руб. 40 коп.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что налоговый орган не вступал в право наследования и не может вернуть сумму из собственных средств.

В апелляционной жалобе фонд социального страхования просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 во исполнение Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществляло страховые выплаты следующим лицам: Смоленцев М.С., Неволина Л.Ф., Айнуллина С.А.

В связи с несвоевременным получением информации о фактах смерти указанных лиц, филиал излишне перечислил на лицевые банковские счета, открытые в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации, Тюменское городское отделение № 29 Смоленцевой М.С., Неволиной Л.Ф., Айнуллиной С.А. денежные средства в размере 49 826 рублей 40 копеек.

В целях возврата излишне перечисленных сумм страховых выплат Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 обращалось в Арбитражный суд Тюменской области (дело № А70-2415/2009) с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Тюменского городского отделения № 29 с требованием об обязании списать с открытого на имя Айнулиной С.А. излишне перечисленные 3 884 рубля 10 копеек страховые выплаты.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009 года по делу № А70-2415/2009, кассационная инстанция установила, что отношения по выплате страхового обеспечения возникают между страховщиком (Фондом) и застрахованным лицом - гражданином, обслуживающий банк не является их участником и не вправе списывать с лицевого счета клиента денежные средства, зачисленные по распоряжению Фонда. Законодательством о социальном страховании также не предусмотрена обязанность   банка   по   возврату   страховых   сумм   со   счета   клиента   после   его   смерти.

С учетом вынесенного постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009, Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области о взыскании излишне перечисленных сумм страховых выплат в размере 49 826 руб. 40 коп., мотивировав его тем, что умершие Смоленцев М.С., Неволина Л.Ф., Айнуллина С.А. не имеют наследников и согласно части 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ страховые выплаты являются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

14.12.2009 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", ни Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не возлагают на налоговые органы обязанности по ведению учета, оценки и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству.

При этом указанные в предыдущем абзаце нормативно- правовые акты имеют преимущественное значение для разрешения спора, в связи с тем, что Указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 было преобразовано в Федеральную налоговую службу.

При этом в пунктах 2 и 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом.

Такой закон до настоящего времени не принят.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые, согласно части третьей Кодекса, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Обязанность принимать меры по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы пунктом 3 Положения об учете имущества от 29.06.1984.

Согласно Письму Федеральной налоговой службы России от 19.02.2007 № 02-3-04/3а "О выморочном имуществе" до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 и Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов СССР 19.12.1984 № 185 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 5 Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.

Между тем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств выдачи в установленном порядке свидетельства о праве государства на наследство либо соответствующее судебное решение, по которому денежные средства, находящиеся на счетах умерших, были зачислены в доход федерального бюджета и перешли в порядке наследования к соответствующему налоговому органу.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Таким образом, те обстоятельства, что письма направляемые родственникам умершего и отсутствие сведений от нотариусов о вступлении в наследство, не могут свидетельствовать об отсутствии наследников фактически принявших наследство, при этом принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы ни находилось (ч. 2 ст. 1152 ГК РФ).

Доказательств того, что заявителем был установлен весь объем наследственной массы, в материалы дела не представлено.

Таким образом, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2009 по делу № А70-17303/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

Е.П. Кливер

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А70-12621/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также