Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу n А75-10354/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 19 марта 2010 года Дело № А75-10354/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2010 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П. судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-144/2010) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ГУ – УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры; орган Пенсионного фонда РФ) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2009 по делу № А75-10354/2009 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению ГУ – УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры к обществу с ограниченной ответственностью «Монолит» о взыскании 471 руб. 40 коп, при участии в судебном заседании: от ГУ – УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры− представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от ООО «Монолит» – представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, установил:
ГУ – УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о взыскании с ООО «Монолит» финансовой санкции в сумме 471 руб. 40 коп. за непредставление сведений о страховых взносах и трудовом стаже в орган Пенсионного фонда РФ за 2008 год. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2009 в удовлетворении требования органа Пенсионного фонда РФ отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на несоблюдение заявителем требований действующего законодательства, касающихся процедуры рассмотрения материалов проведенной в отношении Общества проверки. В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры просит решение суда первой инстанции отменить, принять по данному делу новый судебный акт. Орган пенсионного фонда РФ считает, что из положений действующего законодательства не следует, что решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением налогоплательщика о времени и месте вынесения решения. Податель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. ООО «Монолит», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу органа Пенсионного фонда РФ не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ООО «Монолит» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1078622000555. Старшим специалистом отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Обществом, правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», был составлен акт от 15.06.2009 № 771. В указанном акте зафиксировано, что страхователь не представил в установленные сроки сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2008 год. По результатам проведенной проверки начальником органа Пенсионного фонда РФ вынесено решение № 514 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Указанным решением Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, ответственность за нарушение которого установлена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предложено уплатить штраф в сумме 471 руб. 40 коп. Требованием об уплате финансовой санкции от 13.07.2009 № 514 орган Пенсионного фонда РФ предложил ООО «Монолит» в срок до 29.07.2009 добровольно уплатить финансовые санкции в размере 471 руб. 40 коп. Поскольку Обществом указанные выше требования были оставлено без исполнения, орган Пенсионного фонда РФ обратился в арбитражный суд с заявленным требованием. 27.11.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего. Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 11 названного закона страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания в судебном порядке 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля их уплаты, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок рассмотрения дел о выявленных в ходе мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях установлен в разных его статьях в зависимости от вида мероприятий налогового контроля. Дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, орган Пенсионного фонда РФ рассмотрел материалы о привлечении Общества к ответственности в порядке, установленном статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, и привлекло его к ответственности на основании указанной нормы. В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях, должностным лицом должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (пункт 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации). Пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право лица, совершившего правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Из пунктов 6 и 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по истечении срока, указанного в пункте 5 данной статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения конкретных норм действующего законодательства, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта уполномоченный орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица. В пункте 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Согласно пункту 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами уполномоченного органа требований, установленных Кодексом или нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля, может являться основанием для отмены принятого таким органом решения вышестоящим органом или судом. К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, и обеспечение этому лицу возможности представить объяснения. Основаниями для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения. При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил подтвержденное материалами дела нарушение Обществом установленного срока представления сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2008 год в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Данное нарушение нашло свое отражение в акте органа Пенсионного фонда РФ, где указаны дата, время и место рассмотрения материалов проверки, направленном Обществу по почте. Решение о привлечении Общества к ответственности принято заявителем более поздней датой. Суд первой инстанции, посчитав дату принятия решения датой рассмотрения материалов проверки, признал, что ГУ – УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры нарушило права Общества, не известив последнего о времени и месте принятия решения. Арбитражный суд апелляционной инстанции считает такой вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Судом не учтено, что из положений статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее пункта 8, не следует, что решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте принятия решения. Толкование судом первой инстанции пункта 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует судебно-арбитражной практике, в том числе позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 17.03.2009 № 14645/08, содержащем толкование пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке вынесения налоговым органом решения, аналогичном изложенному в пункте 8 статьи 101.4 Кодекса. Практика Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу n А75-6323/2009. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|