Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2010 по делу n А46-18601/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 марта 2010 года Дело № А46-18601/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-672/2010) общества с ограниченной ответственностью «СибКом» на решение Арбитражного суда Омской области от 30.12.2009 по делу № А46-18601/2009 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибКом» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска о признании недействительным письма от 23.07.2009 № 09-40/13442, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «СибКом» – Кучковский В.В. по доверенности от 31.08.2009 сроком действия на 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска – Двухжилова Е.С. по доверенности № 21020 от 16.11.2009 сроком действия до года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СибКом» (далее – ООО «СибКом», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска (далее – ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска, налоговый орган) от 23.07.2009 № 09-40/13442 об отказе в возврате земельного налога в сумме 105 978 руб. 51 коп. и обязании налоговый орган возвратить земельный налог на расчетный счет ООО «СибКом» (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Решением Арбитражного суда Омской области от 30.12.2009 по делу № А46-18601/2009 в удовлетворении требований общества отказано. ООО «СибКом» решение суда первой инстанции обжаловало в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска была проведена выездная налоговая проверка ООО «СибКом», по результатам которой решением № 14/5349 ДСП от 31.03.2008 обществу в том числе был дополнительно начислен земельный налог за 2005-2006 годы в сумме 813 208 руб. Требованием от 16.04.2008 № 4739 данную сумму земельного налога было предложено уплатить в добровольном порядке. Решением Арбитражного суда Омской области от 05.05.2009 (дело № А46-19749/2008) ООО «СибКом» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство. 07.05.2009 обществом было направлено в банк платежное поручение № 18 о перечислении 180 000 руб. в счет уплаты земельного налога, указанного в требовании № 4739 от 16.04.2008. Во исполнение данного платежного поручения банком была списана сумма земельного налога в размере 105 978 руб. 51 коп. Полагая, что денежные средства списаны ошибочно, ООО «СибКом» обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате 105 978 руб. 51 коп. Письмом от 23.07.2009 № 09-40/13442 налоговый орган отказал в возврате указанных денежных средств, указав, что последние излишне уплаченными не являются. По таким основаниям обществом оспорен в судебном порядке отказ налогового органа в возврате суммы уплаченного земельного налога. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из тех обстоятельств, что денежные средства по платежному поручению № 18 были списаны в счет уплаты обязательного налогового платежа, наличие задолженности по которому материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается. Суд, пришел к выводу о том, что списанные денежные средства излишне уплаченными не являются, в связи с чем отказ в осуществлении их возврата является обоснованным и законным. Кроме того, суд первой инстанции указал, что списание денежных средств банком произведено не на основании документа налогового органа о бесспорном взыскании, а по распоряжению общества, в связи с чем налоговый орган самостоятельно не распоряжался спорными денежными средствами. На этом основании судом не принят довод общества о нарушении действиями налогового органа Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом, списание денежных средств по платежному поручению № 18 привело к уменьшению задолженности должника перед бюджетом на списанную сумму, в силу чего какого-либо нарушения прав общества как должника, находящегося в процедуре банкротства, фактом списания денежных средств по вышеуказанному платежному поручению, суд не усмотрел. В апелляционной жалобе ООО «СибКом» выводы суда первой инстанции оспаривает и просит отменить обжалуемый судебный акт. В обоснование своей позиции общество указало, что в соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2005 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», в рассматриваемом случае не подлежат применению статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации – основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке. Таким образом, как полагает общество, налоговые органы не вправе в период процедуры банкротства самостоятельно распоряжаться суммами налога, подлежащими уплате налогоплательщиком в бюджет. ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции и об отсутствии оснований для его отмены. По убеждению налогового органа самостоятельно перечисленные в бюджет обществом спорные денежные средства не являются излишне уплаченными. Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества и налогового органа, поддержавших вышеизложенные доводы и возражения. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене. Как уже было указано, в отношении общества принят судебный акт, которым оно признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство. В соответствии со статьей 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Закона могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Статья 134 указанного Федерального закона определяет очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства. Пунктом 1 статьи 134 Закона определено, что требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Законом, являются текущими обязательствами и их погашение отнесено к полномочиям конкурсного управляющего. При этом текущие обязательные платежи, возникшие в период конкурсного производства, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Требования конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона). В пункте 4 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов (пункт 2 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ). Таким образом, из указанных норм следует, что с момента введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства, все имущественные требования к нему, в том числе и по обязательным платежам, срок исполнения по которым наступил, должны предъявляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», то есть в порядке очередности. Следовательно, налоговые органы не вправе в случае признания должника банкротом, распоряжаться суммами налогов, подлежащих возврату налогоплательщику из бюджета. Как следует из материалов дела, задолженность общества по земельному налогу на основании требования от 16.04.2008 № 4739 не является текущей, по ней наступил срок уплаты до признания общества банкротом и указанная в данном требовании сумма долга включена в реестр требований кредиторов. В связи с этим, общество в нарушение установленного порядка удовлетворения требований кредиторов перечислило в бюджет сумму в размере 105 978 руб. 51 коп. (погасило долг в этой сумме). Уплаченная в бюджет обществом сумма является его имуществом и составляет конкурсную массу, поэтому указанные денежные средства должны были быть направлены на погашение обязательств должника в порядке очередности, установленной пунктом 4 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Для исправления своей ошибки и недопущения нарушения требований иных кредиторов, которые могли быть удовлетворены за счет названной суммы, общество и обратилось к налоговому органу с заявлением о возврате. Отказ налогового органа в возврате спорной суммы налога также нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов, а, следовательно, является нарушением норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего арбитражного Суда, данными в пункте 18 Постановления от 22.06.2005 № 25, при рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего. Положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. В рассматриваемом случае основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке. Из данного толкования следует, что при рассмотрении заявления налогоплательщика-банкрота, о зачете (возврате) налогов, уплаченных с нарушением порядка удовлетворения требований кредиторов, не имеет значения, уплачены ли они налогоплательщиком добровольно или были взысканы с него налоговым органом. Также не имеет значения, кем был нарушен порядок предъявления требований кредиторов к должнику, налоговым органом или самим налогоплательщиком. Заявление о зачете (возврате) налогов, уплаченных с нарушением порядка удовлетворения требований кредиторов, подлежит удовлетворению налоговым органом в силу одного лишь факта такого нарушения. При этом, общество доказало, что рассмотренные обстоятельства погашения долга перед бюджетом (перед налоговым органом) с нарушением очередности, влекут нарушение прав иных кредиторов той же очереди – в материалы дела представлены акты сверки, свидетельствующие о наличии задолженности перед ООО «Ривьера-Вудсток» и ООО «Независимая аудиторская служба». Таким образом, непринятие ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска мер по проведению возврата уплаченных сумм налога на землю по требованию от 16.04.2008 № 4739 является незаконным. По таким основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2010 по делу n А46-13429/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|