Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу n А46-12962/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 марта 2010 года

                                                      Дело №   А46-12962/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  10 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8735/2009) индивидуального предпринимателя Богатырева Вадима Геннадьевича на решение Арбитражного суда Омской области от 23.10.2009 по делу №  А46-12962/2009 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению  индивидуального предпринимателя Богатырева Вадима Геннадьевича к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области), Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Омской области, при участии третьего лица: Правительства Омской области

о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании представителей: 

от индивидуального предпринимателя Богатырева Вадима Геннадьевича – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

            от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)  –  не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

            от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области – Соболев К.Ю. по доверенности №  173 от 05.03.2010 сроком действия на 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина РФ);

            от Правительства Омской области  – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

Предприниматель Богатырев Вадим Геннадьевич (далее – ИП Богатырев В.Г., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в сумме 11 794 044 руб. 60 коп., удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр в размере 5608 руб. 20 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03 3017 площадью 2103 кв.м., местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера Д, расположенного по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица 4-я Северная, дом 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с момента их совершения; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные характеристики названного земельного участка.

Решением Арбитражного суда по Омской области от 23.10.2009 по делу № А46-12962/2009 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.

ИП Богатырев В.Г. решение суда первой инстанции обжаловал в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционный инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ИП Богатырев В.Г. является собственником земельного участка площадью 2103 кв.м с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3017, предоставленного для производственных целей, расположенного на землях поселений по адресу: установлено относительно нежилого строения (литера Д), имеющего почтовый адрес: город Омск, Центральный административный округ, улица 4-я Северная, дом 104.

Из полученного заявителем кадастрового паспорта земельного участка от 25.05.2009 № 5536/215/09-724 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 11 794 044 руб. 60 коп., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 квадратный метр составляет 5608 руб. 20 коп.

ИП Богатырев В.Г., полагая, что порядок внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из факта пропуска ИП Богатыревым В.Г. срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд посчитал, что предпринимателю о нарушении его прав стало известно ранее, чем им был получен кадастровый паспорта земельного участка от 25.05.2009, поскольку предъявленное требование основано на сведениях, содержащихся в Постановлении № 174-п, которое было опубликовано в издании «Омский вестник» № 127 от 25.12.2007,  и  заявитель имел реальную возможность узнать о нарушении своих прав. Кроме того, суд указал, что согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. Соответственно, Богатырев В.Г. как налогоплательщик обязан был ознакомиться со сведениями о кадастровой стоимости земельного участка на официальном и общедоступном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области в сети Интернет.

В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

По его мнению, спорные действия являются незаконными, поскольку кадастровая стоимость конкретного земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3017 должна была быть утверждена органом исполнительной власти Омской области, и только после этого сведения об этой кадастровой стоимости могли быть внесены в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости). Кроме того, постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п в постановление от 19.12.2007 № 174-п внесены изменения, которыми в текст последнего включены все земельные участки, расположенные в границах кадастрового района 55:36, названа их кадастровая стоимость в общем виде и в виде удельного ее показателя, что также является показателем того, что  Постановление правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 не являлось нормативным правовым актом, утвердившим кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3017.

Также предприниматель оспаривает вывод суда первой инстанции относительно пропуска срока на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением. ИП Богатырев В.Г. указывает, что им 23.05.2009 по средствам почтовой связи получено уведомление налогового органа, содержащее расчет земельного налога, подлежащего уплате за 2008 год. После получения этого уведомления предприниматель узнал о кадастровой стоимости, обратившись в Управление Роснедвижимости по Омской области, где 09.06.2009 им была получена выписка из государственного кадастра недвижимости, согласно которой его кадастровая стоимость составила 11 794 044 руб. 60 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. – 5 608 руб. 20 коп.

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, своей правовой позиции относительно выводов суда первой инстанции не высказали.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области, поддержавшего доводы об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Представители ИП  Богатырева В.Г., Управления Роснедвижимости по Омской области и Правительства Омской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства о его отложении не заявили, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, предприниматель оспаривает действия Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенные в декабре 2007 года, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, без надлежащего утверждения его размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявил о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», приняло постановление  от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее – Постановление № 174-П), которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления № 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:

- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу n А46-9020/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также