Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу n А75-7131/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 июня 2008 года

                                            Дело №   А75-7131/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  10 июня 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 июня 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.,

судей  Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-904/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 10.01.2008 по делу №А75-7131/2007 (судья Мингазетдинов М.М.),

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой»

к  межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании незаконным бездействия,

 при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой» – Бехтяева И.В. (доверенность № 12юр-08 от 09.01.2008 действительна до 31.12.2008);

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Крылатова Е.Г. (удостоверение УР № 428806 действительно до 31.12.2009, доверенность от 18.02.2008 действительна до 18.02.2010);

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 10.01.2008 по делу № А75-7131/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требование открытого акционерного общества «Ханты-Мансийскдорстрой» (далее по тексту – ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», Общество, налогоплательщик) о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – МИФНС № 1 по ХМАО-Югре, налоговый орган, податель жалобы), выразившегося в неосуществлении закрытия лицевого счета по обособленному подразделению организации СУ-967 и передачи сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ИФНС по г.Сургуту).

В обоснование решения суд указал: Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 175 исключена из Налогового кодекса Российской Федерации; организации, уплачивавшие налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии со статьей 175 по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с отчетности за июль 2002 года, уплачивали НДС по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям. Налоговые органы после принятия отчетности за июнь 2002 года должны были произвести закрытие лицевых счетов обособленных подразделений организации и передать сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации (юридического лица), что не было выполнено МИФНС № 1 по ХМАО-Югре.

МИФНС № 1 по ХМАО-Югре в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. Податель жалобы ссылается на то, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ Общество перешло на централизованную уплату НДС, в том числе за обособленное подразделение в результате чего, 10.04.2006 вынесено решение № 125 о закрытии карточки РСБ и передаче сальдо расчетов в ИФНС по г.Сургуту на основании акта сверки с налогоплательщиком. Закрытие лицевого счета произошло, как указывает налоговый орган, 17.08.2005.

ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение от 10.01.2008 по делу № А75-7131/2007 считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 По мнению ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», на основании Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ у налогового органа возникала обязанность по передаче данных лицевого счета по обособленному подразделению в другой налоговый орган; невыполнение данной обязанности не соответствует закону в связи с чем должно быть признанно незаконным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

01.12.2001 ИМНС России по г.Сургуту принято решение № 12850/07 (лист дела 14-15) о проведении реструктуризации кредиторской задолженности Общества перед федеральным бюджетом по пени и штрафам на общую сумму 7 188 526 руб., погашение задолженности должно производиться в соответствии с графиком с 1 квартала 2002 года (лист дела 18).

В соответствии со статьей 175 Налогового кодекса Российской Федерации (до ее исключения из Кодекса) ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» осуществляло уплату НДС по месту нахождения структурного подразделения предприятия СУ-967 в г.Ханты-Мансийске в МИФНС № 1 по ХМАО-Югре. На основании пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 175 исключена из Налогового кодекса Российской Федерации.

Письмом от 17.04.2002 № 380/06 (лист дела 43) Общество обратилось в ИМНС по г.Ханты-Мансийску с требованием о передаче лицевого счета по НДС в ИМНС по г. Сургуту. Однако, данное письмо оставлено налоговым органом без ответа.

ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» обратилось в ИФНС по г. Сургуту с просьбой о предоставлении информации по исполнению решения № 12850/07 от 01.12.2001. Налоговый орган отказал в проведении сверки в виду того, что в лицевом счете налогоплательщика отсутствуют начисления по графику реструктуризации (письмо № 8339/17 от 18.04.2005 - лист дела 41); Обществу было предложено обратиться в МИФНС № 1 по ХМАО-Югре с просьбой о закрытии лицевого счета по НДС в отношении обособленного структурного подразделения СУ-967 ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» и передаче сальдо расчетов с бюджетом по НДС в ИФНС по г.Сургуту.

МИФНС № 1 по ХМАО-Югре направила Обществу уведомление № 788 от 22.12.2005 (лист дела 44) с предложение провести сверку расчетов. Информация, указанная в акте сверки № 1104 (лист дела 46-47), по мнению Общества, не соответствовала действительности, о чем сообщено в письме от 18.01.2006 (лист дела 48).

14.03.2006 ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» обратилось в УФНС по ХМАО-Югре с письмом (лист дела 38), в котором просило принять решение о списании оставшейся суммы реструктурируемых пени в размере 4 313 117,34 руб. в связи с оплатой задолженности в течение 4-х лет в размере 2 875 408,66 руб. В подтверждение погашения задолженности Обществом представлены копии платежных поручений (лист дела 19-34).

УФНС по ХМАО-Югре предложило Обществу обратиться в ИФНС по г. Сургуту для сверки уплаты текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, а также полноты и своевременности внесение реструктурируемой задолженности по пени.

Решением № 116 от 25.05.2006 МИФНС № 1 по ХМАО-Югре передала сальдо расчетов по НДС в ИФНС по г. Сургуту.

ИФНС по г. Сургуту 25.10.2006 принято решение № 41328/17 (лист дела 35) о прекращении действия реструктуризации на основании невыполнения текущих платежей.

15.11.2007 ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия МИФНС № 1 по ХМАО-Югре, выразившегося в неосуществлении закрытия лицевого счета по обособленному подразделению организации СУ-967 и передачи сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации в ИФНС по г.Сургуту.

Решением от 10.01.2008 по делу № А75-7131/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил заявленное требование.

Данное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются организации. При этом организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статьей 175 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей с 01.01.2001, устанавливались особенности исчисления и уплаты НДС по месту нахождения обособленных подразделений организации. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна была уплачивать налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений (пункт 1 статьи 175).

Однако, указанная статья была исключена из Налогового кодекса Российской Федерации на основании пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, из главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации исключена норма, устанавливающая  порядок исполнения обособленными подразделениями организации обязанности по уплате НДС, как того требует статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 04.11.2002 № ВГ-6-03/1693@ указало: в связи с исключением статьи 175 из Налогового кодекса Российской Федерации организации, уплачивавшие НДС по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с отчетности за июль 2002 года, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям.

По организациям, уплачивавшим налог по месту нахождения обособленных подразделений, налоговые органы после принятия отчетности за июнь 2002 года должны произвести закрытие лицевых счетов обособленных подразделений организации и передачу сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации (юридического лица) в порядке, установленном Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411.

Данная позиция также отражена в пункте 50 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данное требование МИФНС № 1 по ХМАО-Югре не исполнено, что повлекло для ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» негативные последствия в виде учета в ИФНС по г. Сургуту имевшейся задолженности по уплате НДС не в качестве реструктиризируемой, а как текущей, тем самым, увеличив налоговые обязательства Общества. Бездействие налогового органа МИФНС № 1 по ХМАО-Югре привело к тому, что Общество фактически утратило право на реструктуризацию; ИФНС по г. Сургуту принято решение № 41328/17 от 25.10.2006 о прекращении действия реструктиризации в связи с негашением текущих платежей; Общество было лишено права на списание задолженности по пени прошлых лет.

Таким образом, суд правомерно признал незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, выразившегося в неосуществлении закрытия лицевого счета по обособленному подразделению организации СУ-967 и передачи сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Не может быть принята во внимание ссылка налогового органа на то, что закрытие лицевого счета произведено 17.08.2005, так как это не меняет сути дела: налоговый орган должен был  произвести закрытие лицевых счетов обособленных подразделений организации после принятия отчетности за июнь 2002 года.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы - МИФНС № 1 по ХМАО-Югре.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.01.2008 по делу № А75-7131/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

О.Ю. Рыжиков

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу n А46-2212/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также