Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу n А46-22068/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 10 марта 2010 года Дело № А46-22068/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лотова А.Н., судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-381/2010) Главного Управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2009 по делу № А46-22068/2009 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маяк» к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области о признании незаконным бездействия, при участии в судебном заседании представителей: от Главного Управления по земельным ресурсам Омской области - Карпенко О.А. по доверенности № 06/11331 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010; от общества с ограниченной ответственностью «Маяк» - Клюге Н.Н. по доверенности от 05.10.2009 сроком действия на 3 года; Есина О.В. по доверенности от 05.10.2009 сроком действия на 3 года; установил:
общество с ограниченной ответственностью «Маяк» (далее по тексту - ООО «Маяк», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - ГУЗР по Омской области, заинтересованное лицо), в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2121, площадью 16264 кв.м., местоположение которого установлено относительно 4-х этажного здания гостиницы, почтовый адрес: Омская область, г.Омск, Центральный административный округ, ул. Лермонтова, 2, и ненаправлении его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В качестве последствия устранения нарушенных прав заявитель просит суд обязать ГУЗР по Омской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2121, площадью 16 264 кв.м, местоположение установлено относительно 4-х этажного здания гостиницы, почтовый адрес: Омская область, г.Омск, Центральный административный округ, ул. Лермонтова, 2, и направить его заявителю с предложением о заключении договора. Решением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2009 по делу № А46-22068/2009 заявленные ООО «Маяк» требования удовлетворены. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 6 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, в силу которого ГУЗР по Омской области обязано было направить в адрес ООО «Маяк» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2121. Не согласившись с указанным судебным актом, ГУЗР по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2009 по делу № А46-22068/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что заключить с ООО «Маяк» договор купли-продажи земельного участка спорного земельного участка не представляется возможным, поскольку в настоящее время не урегулирован вопрос о кадастровой стоимости данного земельного участка. В судебном заседании представитель ГУЗР по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене. Представитель ООО «Маяк» в судебном заседании пояснил, что, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением ГУЗР по Омской области от 25.06.2009 № 2387-р был образован и предоставлен в собственность ООО «Маяк» за плату земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2121, площадью 16264 кв.м, местоположение которого установлено относительно 4-этажного здания гостиницы, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул. Лермонтова, д. 2, с разрешенным использованием для общественно-деловых целей под здание, фактически занимаемый речным вокзалом и причалами, путем объединения земельных участков, имеющих номера 55:36:09 01 01:88 и 55:36:09 01 01:2080. Отсутствие проекта договора купли-продажи земельного участка и неполучение его в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок явилось основанием для обращения ООО «Маяк» в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием. Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего. В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Пунктом 5 данной нормы установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указывается следующее Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьи 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. При этом, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей. Суд апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства установил, что ГУЗР по Омской области, приняв решение о предоставлении Обществу в собственность за плату спорного земельного участка, в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не направило в его адрес ООО «Маяк» проект договора купли-продажи этого участка, в то время как ГУЗР по Омской области обязано было направить в адрес ООО «Маяк» проект договора купли-продажи земельного участка, имеющего кадастровый номер 55:36:09 01 01:2121, в срок не позднее 25.07.2009. Кроме того, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает продление срока составления и направления проекта договора лицу, обратившемуся с заявлением об оформлении земельного участка. Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела и положения указанных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ГУЗР по Омской области отсутствовали основания для ненаправления в адрес ООО «Маяк» проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2121, площадью 16264 кв.м., местоположение которого установлено относительно 4-х этажного здания гостиницы, почтовый адрес: Омская область, г.Омск, Центральный административный округ, ул. Лермонтова, 2, и ненаправлении его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Довод апелляционной жалобы относительно недостоверности кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2121 подлежит отклонению. В данном случае суд апелляционной инстанции поддерживает довод ООО «Маяк», отраженный в отзыве на апелляционную жалобу, который заключается в том, что ГУЗР по Омской области не является органом, уполномоченным на проверку достоверности размера кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте, выданном Обществу Территориальным отделом №1 Управления Роснедвижимости по Омской области. Проверка достоверности кадастровой стоимости земельного участка осуществляется федеральным органом государственной власти - Управлением Роснедвижимости по Омской области. В соответствии с пунктом 1.4. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. Поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУЗР по Омской области от уплаты государственной пошлины освобожден, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2009 по делу № А46-22068/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий А.Н. Лотов Судьи
Л.А. Золотова О.А. Сидоренко Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу n А70-10098/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|