Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу n А46-18528/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 марта 2010 года

                 Дело №   А46-18528/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  26 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Леоновой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-91/2010) индивидуального предпринимателя Бозояна Арамаиса Эдвардовича на решение Арбитражного суда Омской области от 04.12.2009 по делу № А46-18528/2009 (судья Третинник М.А.), по заявлению индивидуального предпринимателя Бозояна Арамаиса Эдвардовича к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо  Правительство Омской области, Главное Управление по земельным ресурсам Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области

о признании незаконными действий и обязании восстановить нарушенное право,

при участии в судебном заседании представителей: 

от индивидуального предпринимателя Бозояна А.Э. – Косых С.В. (паспорт серия 52 05 № 057264 выдан 18.09.2004, доверенность б/н от 21.07.2009 сроком действия 3 года)

от УФАКОН по Омской области – Облогиной А.С. (удостоверение № 356 выдано 03.08.2009, доверенность № 668 от 27.11.2009 сроком действия до 31.12.2010)

от Правительства Омской области – не явился, извещен;

от Главного Управления по земельным ресурсам Омской области – не явился, извещен;

от ФГУ «Земельная кадастровая палата» – не явился, извещен,

установил:

Решением от 04.12.2009 по делу № А46-18528/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Бозояна А.Э. о признании незаконными с момента их совершения действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0010, местоположение: город Омск, Кировский административный округ, в сумме 79 081 120 руб. 80 коп.; об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие нарушений прав заявителя оспариваемыми действиями.

В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.

Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения. Апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле отзывов на апелляционную жалобу предпринимателя не представили.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Правительства Омской области, Главного Управления по земельным ресурсам Омской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.

Представитель индивидуального предпринимателя Бозояна А.Э. в судебном заседании заявил устное ходатайство об истребовании у Управления РОСНЕДВИЖИМОСТи отчета об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка № 55:36:190102:10, необходимого для проверки соблюдения процедуры оценки кадастровой стоимости.

Представитель заинтересованного лица не возражал против удовлетворения ходатайства заявителя.

Суд определил: в удовлетворении ходатайства об истребовании отчета отказать, поскольку отсутствуют доказательства невозможности самостоятельного истребования, также как доказательства отказа в предоставлении. (ч. 4 ст. 66 АПК РФ).

Представитель заявителя, поддержали свои доводы по основаниям указанным в апелляционной жалобе.

Представитель Управление Роснедвижимости по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Между Департаментом недвижимости администрации города Омска и предпринимателем Бозояном А.Э. был заключён договор № Д-Кр-1-1-3277 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0010 сроком на 25 лет. Впоследствии права арендодателя перешли к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области.

Арендная плата по договору рассчитывалась исходя из базовой ставки арендной платы в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 19.04.2004 № 130-п. При этом, при расчёте арендной платы учитывалась базовая ставка арендной платы для соответствующей оценочной зоны без учёта кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с изменением порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Главным управлением по земельным ресурсам Омской области предпринимателю Бозояну А.Э. представлено соглашение к договору аренды земельного участка № Д-КР-1-1-3277.

Согласно данному соглашению расчёт арендной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п по формуле: Ап = Кс х Сап\12, где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость, которая применительно к данному соглашению составила 25 081 504 руб. 00 коп.; Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка; 12 - количество месяцев в году.

Полагая, что применение в расчёте арендной платы кадастровой стоимости земельного участка, не утверждённой в установленном порядке, неправомерно и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

04.12.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности обстоятельств, заключающихся в несоответствии обжалуемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушении обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Положением об арендной плате, утверждённым Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п, был установлен иной порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске. В соответствии с названным Положением размер ежемесячной арендной платы определяется по формуле: Ап = Кс х Сап\12, где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость, которая применительно к данному соглашению составила 79 081 120 руб. 80 коп.; Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка; 12 - количество месяцев в году.

В связи с необходимостью приведения в соответствие ранее заключённого договора аренды № Д-Ц-1-1-3067 с Положением об арендной плате, утверждённым Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п, Главным управлением по земельным ресурсам Омской области предпринимателю было направлено соглашение об изменении условий договора аренды, в том числе в части величины арендной платы.

Обращаясь в арбитражный суд  предприниматель обосновал свои требования тем, что Постановлением Правительства омской области № 174-п не утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0010, а утверждены лишь усреднённые удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и, тем самым, нарушен порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, установленный действующим законодательством, что свидетельствует о неправомерном определении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка внесенного в земельный кадастр.

Между тем, в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п Постановлением от 26.11.2008 № 193-п были внесены изменения, согласно которым названным Постановлением была утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Учитывая названные обстоятельства, а также тот факт, что доказательств недостоверности включённых в Государственный кадастр недвижимости сведений заявителем суду не представлено, суд первой инстанции правомерно указал, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0010, определенных с использованием показателей кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерном отказе предпринимателю в удовлетворении его требований по причине отсутствия оснований, предусмотренных положениями статьи 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд.

Кроме того, апелляционный суд находит несостоятельной позицию заявителя о том, что в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с нарушением порядка установленного действующим законодательством.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», приняло постановление № 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания постановления № 174-п), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу n А70-6145/2008. Изменить решение  »
Читайте также