Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу n А46-17785/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 27 февраля 2010 года Дело № А46-17785/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Леоновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-230/2010) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.12.2009 по делу № А46-17785/2009 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области о признании представления № 52-05-09/1889 от 24.06.2009 недействительным в части, при участии в судебном заседании представителей: от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области – Зима Ю.Р. (паспорт, доверенность № 07-09/3576 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010) от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – Рафальский И.А. (удостоверение № 131, выдано 18.02.2008, доверенность № 09/лих-1478 от 12.05.2009 сроком действия 1 год) установил: Решением от 14.12.2009 по делу № А46-17785/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требование Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее по тексту - Министерство) о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее по тексту - ТУ Росфиннадзора) от 24.06.2009 № 52-03-09/1889 в части обязывания принимать меры по недопущению в дальнейшем неэффективного использовании субвенций. В обоснование решения суд первой инстанции указал, что, поскольку принцип бюджетной системы об эффективном использовании бюджетных средств может быть применен только к фактически имевшей место операции по расходованию таких средств (поскольку соблюдение данного принципа предполагает оценку на предмет эффективного либо неэффективного использования определенной расходной операции исходя из её целей и задач), а в данном конкретном случае спорные субвенции Министерством не расходовались, то вывод ТУ Росфиннадзора о нарушении Министерством базового принципа бюджетного процесса является необоснованным и незаконным, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению. В апелляционной жалобе ТУ Росфиннадзора просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований. В обоснование апелляционной жалобы ТУ Росфиннадзора ссылается на то, что полномочиями в сфере охраны и использования животного мира и охраны водных биологических ресурсов, на реализацию которых были выделены спорные субвенции, Министерство было наделено лишь в 2009 году, следовательно, денежные средства, выделенные заявителю в 2008 году, не могли быть им использованы согласно определенным целям, в связи с отсутствием полномочий. Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, заявителю в оспариваемом представлении было предложено оформлять бюджетные заявки на финансирование средств только при наличии полномочий для реализации полученных денег и потребности в данных средствах. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росфиннадзора поддержала требования, заявленные в апелляционной жалобе. Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило. В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ТУ Росфиннадзора была проведена проверка на предмет использования Министерством субсидий и субвенций, выделенных из федерального фонда компенсаций и федерального фонда софинансирования за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по итогам которой был составлен акт от 01.06.2009 № 05-12/327 и вынесено представление от 24.06.2009 № 52-03-09/1889 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Министерство, полагая, что представление ТУ Росфиннадзора от 24.06.2009 № 52-03-09/1889 в части обязывания принимать меры по недопущению в дальнейшем неэффективного использовании субвенций не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением. 14.12.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из базовых принципов бюджетного законодательства является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 № 23 указал - оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, исследование вопроса о соблюдении участниками бюджетного процесса данного принципа предполагает исследование конкретных операций по расходованию бюджетных средств, исходя из целей и задач, на осуществление которых бюджетные средства были выделены. Как следует из материалов дела, проверкой на предмет использования Министерством субсидий и субвенций, выделенных из федерального фонда компенсаций и федерального фонда софинансирования за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, было установлено, что на лицевой счет Министерства в 2008 году поступили субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, а также на реализацию полномочий в области организации регулирования и охраны водных биологических ресурсов в сумме 8641,4 тыс. руб. ТУ Росфиннадзора, установив, что данные субвенции использованы по назначению не были и на конец отчетного периода направлены на лицевой счет УФК по Омской области, квалифицировало указанное обстоятельство как неэффективное использование бюджетных средств. Имеющиеся материалы дела свидетельствуют, что согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 61, Министерство в 2008 году не было наделено полномочиями в сфере охраны и использования животного мира и охраны водных биологических ресурсов, на реализацию которых были выделены спорные субвенции. Такими полномочиями Министерство было наделено лишь в 2009 год в связи с принятием Указа Губернатора Омской области от 20.08.2009 № 94 о внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 61 (пункт 2). В связи с отсутствием в 2008 году у Министерства полномочий, на реализацию которых были выделены субвенции, последние не использовались согласно определенным целям и были возвращены на счет УФК. Указанные обстоятельства подтверждены представителем ТУ Росфиннадзора в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (протокол судебного заседания от 18.02.2010). С учетом изложенного, а также учитывая, что принцип бюджетной системы об эффективном использовании бюджетных средств может быть применен только к фактически имевшей место операции по расходованию таких средств (поскольку соблюдение данного принципа предполагает оценку на предмет эффективного либо неэффективного использования определенной расходной операции исходя из её целей и задач), а в данном конкретном случае спорные субвенции Министерством не расходовались, суд первой инстанции обоснованно признал вывод ТУ Росфиннадзора о нарушении Министерством базового принципа бюджетного процесса необоснованным и незаконным. В апелляционной жалобе ТУ Росфиннадзора ссылается на то, что заявителю в оспариваемом представлении было предложено оформлять бюджетные заявки на финансирование средств только при наличии полномочий для реализации полученных денег и потребности в данных средствах. Вопреки утверждению ТУ Росфиннадзора оспариваемое представление от 24.06.2009 № 52-03-09/1889 не содержит указанных выводов. Кроме того, материалы дела не содержат заявок Министерства на получение бюджетных средств, на которые ссылается ТУ Росфиннадзора, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к заключению о недоказанности подателем жалобы обстоятельства подачи заявки Министерством на получение спорных субвенций на 2008 год. Таким образом, удовлетворив заявленные Министерством требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росфиннадзора не имеется. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росфиннадзора освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе ТУ Росфиннадзора не распределяется. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Омской области от 14.12.2009 по делу № А46-17785/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.Е. Иванова Судьи Е.П. Кливер О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу n А70-3548/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|