Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу n А46-20451/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 25 февраля 2010 года Дело № А46-20451/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П. судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9795/2009) сельскохозяйственного производственного кооператива «Большевик» (далее – СПК «Большевик»; Кооператив) на решение Арбитражного суда Омской области от 23.11.2009 по делу № А46-20451/2009 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению СПК «Большевик» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее – ГУ МЧС России по Омской области; орган государственного пожарного надзора; заинтересованное лицо), о признании недействительным предписания от 10.09.2009 № 95, при участии в судебном заседании: от СПК «Большевик» − Рассоха В.Н. по доверенности от 21.08.2009, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); от ГУ МЧС России по Омской области – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, установил:
СПК «Большевик» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ГУ МЧС России по Омской области, в котором просило признать недействительным предписание от 10.09.2009 № 95 Решением Арбитражного суда Омской области от 23.11.2009 в удовлетворении требования Кооператива отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявитель обязан планировать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, нефтеразливов. СПК «Большевик», не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционной суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе Кооператив указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. ГУ МЧС России в Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя СПК «Большевик», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ГУ МЧС России по Омской области в отношении СПК «Большевик» была проведена проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, результаты которой зафиксированы в акте от 10.09.2009 № 201. По результатам рассмотрения акта ведущим специалистом-экспертом ГУ МЧС России по Омской области Паниной И.А. был составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2009 № 81, в котором зафиксировано, что СПК «Большевик» не выполняет обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, предусмотренные законодательством, за что предусмотрена ответственность частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам проверки ГУ МЧС России по Омской области в адрес СПК «Большевик» вынесло предписание от 10.09.2009 № 95, в котором указало, что Кооперативу необходимо: - спланировать мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а именно: провести экспертизу и представить на утверждение План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на организацию; - сформировать аварийно-спасательное формирование, аттестованное на работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Полагая, что вышеупомянутое предписание нарушает права и законные интересы СПК «Большевик», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием. 23.11.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности. Таким образом, заинтересованное лицо в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе путем выставления в адрес проверяемых организаций предписаний об устранении нарушений и соблюдении действующих требований в области пожарной безопасности. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее – население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации). Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). В соответствии с пунктом «а» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организация обязана, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее – Правила организации), которые разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, и устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются – мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются – организации). В пункте 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (в редакции от 03.10.2006) во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций. В соответствии с пунктом 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, планы разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов: - автоцистерна – 100 процентов объема; - стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов – 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения. В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, приказом МПР Российской Федерации от 03.03.2003 № 156 утверждены указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (т.е. минимального объема хранения) для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации. Судом первой инстанции установлено, что в СПК «Большевик» имеются группы резервуаров объемом: 75 куб.м. – 1 шт., 50 куб.м. – 5 шт. 25 куб.м. – 4 шт.; транспортного средства, перевозящего нефтепродукты. Таким образом, названный объект подпадает под определение «опасного производственного объекта», изложенное в подпункте «в» пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Исходя из места расположения объекта, в соответствии с таб. 3 приложения № 2 к приказу МПР от 03.03.2003 № 156, к чрезвычайной ситуации относится разлив нефтепродуктов свыше 0,5 тонн (с учетом плотности нефтепродуктов 0,6 куб.м). Максимально возможный объем разлившихся нефтепродуктов, в соответствии с пунктом 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613, равен 100 процентов объему максимальной емкости одного объекта хранения и составляет 75 куб.м., что значительно более минимально допустимого значения. Исходя из положений приведенных нормативных актов, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Общество обязано планировать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обусловленных нефтеразливами. Довод Кооператива о том, что наличие резервуаров либо транспортного средства для перевозки нефтепродуктов при отсутствии доказательств наполняемости этих резервуаров нефтепродуктами недостаточно для предъявления требований, изложенных в предписании сделан без учета того, что в силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанность планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии возложена на организации, эксплуатирующие опасный производственный объект. Кроме того, утверждение заявителя об отсутствии эксплуатации резервуаров в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашел своего документального подтверждения. Более того, указанный довод не приводился Кооперативом при обращении в суд заявлением. В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что спорный объект отсутствует в реестре объектов, признаваемых опасными, однако СПК «Большевик» не учтено, что невключение Кооперативом в реестр опасных производственных объектов в данном случае не может расцениваться как отсутствие оснований для осуществления мероприятий в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. Податель жалобы указывает, что заинтересованным лицом проведена плановая проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными актам в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нарушении пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако суд апелляционной инстанции лишен правовой возможности оценить данные доводы, поскольку они не были заявлены Кооперативом при рассмотрении спора в суде первой инстанции, соответственно, суд не выносил своих суждений по этим доводам. Равно, как заинтересованное лицо не приводило по данным доводам своих возражений и было лишено возможности представлять доказательства в обоснование своих возражений. Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленного СПК «Большевик» требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.11.2009 по делу № А46-20451/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Е.П. Кливер Судьи Н.Е. Иванова О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу n А75-5093/2009. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|