Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу n А46-23976/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 февраля 2010 года

                                                      Дело №   А46-23976/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-168/2010) Омского отдела государственного надзора Сибирского Межрегионального Территориального управления Ростехрегулирования (далее – Омский отдел госнадзора СМТУ Ростехрегулирования; Отдел; заявитель)

на решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2009 по делу № А46-23976/2009 (судья Пермяков В.В.), принятое

по заявлению Омского отдела госнадзора СМТУ Ростехрегулирования

к открытому акционерному обществу «Омская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Омская энергосбытовая компания»; Общество),

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от Омского отдела госнадзора СМТУ Ростехрегулирования − Нуждина С.В. по доверенности от 11.01.2010 № 1, действительной до 31.12.2010 (удостоверение № 186 выдано 03.04.2007);

от ОАО «Омская энергосбытовая компания»– Белкина А.В. по доверенности от 16.12.2009 № 8564, действительной до 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

установил:

 

Омский отдел госнадзора СМТУ Ростехрегулирования обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ОАО «Омская энергосбытовая компания» к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Омской области от 15.12.2009 в удовлетворении требования Отдела отказано.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на отсутствие в действиях Общества вины во вменяемом ему административном правонарушении.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Омский отдел госнадзора СМТУ Ростехрегулирования считает, что Общество является виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

ОАО «Омская энергосбытовая компания» в письменном отзыве на апелляционную жалобу, а также в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спорного правоотношения.

В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

27.10.2009 на основании распоряжения руководителя СМТУ Ростехрегулирования № 640 проведена проверка соблюдения ОАО «Омская энергосбытовая компания» обязательных требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования, в ходе которой установлен факт реализации заинтересованным лицом электрической энергии, не отвечающей обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.

По результатам проверки заместителем начальника Омского отдела госнадзора СМТУ Ростехрегулирования составлен протокол № 10-81 от 18.11.2009 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

На основании данного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ОАО «Омская энергосбытовая компания» к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

15.12.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19.19. КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ) к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.

Согласно пункту 112 Правил качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Из пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в Государственном стандарте ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 13109-97 отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:

- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение);

- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников электрической энергии. Определение указанных нормально допустимых и предельно допустимых значений проводят в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 5.4.2 установлены нормально допустимые значения коэффициента n-й гармонической составляющей напряжения в точках общего присоединения к электрическим сетям с разным номинальным напряжением.

Из материалов настоящего дела следует, что по адресу: город Омск, улица Взлетная, дом 3, корпус «а», квартира 18, было установлено испытательное оборудование, регистрирующее показания электроэнергии в течение семи суток.

Результаты испытаний были зафиксированы в протоколах испытаний № 007/ГН/О/НН/10.09/001, № 007/ГН/О/НН/10.09/002 и № 007/ГН/О/НН/10.09/003 от 06.11.2009, согласно которым реализуемая ОАО «Омская энергобытовая компания» электрическая энергия не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97 по предельно допустимому значению установившегося отклонения напряжения (пункт 5.2 ГОСТ 13109-97) и по коэффициенту n-ой гармонической составляющей напряжения (пункт 5.4.2 ГОСТ 13109-97).

В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТа 13109-97 (и приложением Е) контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации с периодичностью, установленной в названном положении.

Как следует из материалов дела, на запрос административного органа о наличии на предприятии результатов измерений показаний качества электрической энергии согласно требованиям ГОСТ 13109-97 (письмо № 10-16/279 от 06.11.2009), означенные результаты представлены заинтересованным лицом не были.

Судом первой инстанции установлено и из имеющегося в материалах настоящего дела протокола об административном правонарушении от 18.11.2009 № 10-81 следует, что Обществу вменяется в вину реализация электрической энергии, не отвечающей обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.

Действительно, ОАО «Омская энергосбытовая компания», являющееся по отношению к потребителю электрической энергии гарантирующим поставщиком, обязано подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Однако в соответствии с пунктом 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Судом первой инстанции установлено, что испытательное оборудование, регистрирующее показания электроэнергии, было размещено административным органом не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, а в квартире потребителя, расположенной по адресу: город Омск, улица Взлетная, дом 3, корпус «а», 18.

В силу пункта 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.

ОАО «Омская энергосбытовая компания» лицом, осуществляющим обслуживание внутридомовых электрических сетей, не является.

Доказательств, опровергающих данный вывод суда, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы настоящего дела не содержат.

Следовательно, ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей Общество нести не может.

Как правильно отметил суд первой инстанции, повышению напряжения в сети в рассматриваемом случае могло привести техническое состояние внутренней электропроводки потребителя, непроведение текущего ремонта электрооборудования внутридомовых электрических сетей рассматриваемого жилого дома и т.д.

Между тем, причины и условия отклонения от норм качества электрической энергии, а также лица, объективно повлиявшие на качество продукции, в ходе проведения проверки административным органом не устанавливались.

Таким образом, доводы заявителя о том, что виновность Общества подтверждается протоколами испытаний электрической энергии № 007/ГН/О/НН/10.09/001, № 007/ГН/О/НН/10.09/002 и № 07/ГН/О/НН/10.09/003 от 06.11.2009, являются несостоятельными, поскольку замер качества электроэнергии следовало осуществлять также на границе балансовой принадлежности электрических сетей, а не только в квартире потребителя, как это было осуществлено заявителем и испытательной лабораторией по качеству электрической энергии ИЛ КЭ ООО «Омск-Энергосервис». Анализ показаний измерительных приборов в квартире потребителя в совокупности с показаниями на границе балансовой принадлежности электрических сетей могла отразить объективный результат измерений при проверке качества электроэнергии и сформировать неопровержимую доказательственную основу интерпретации данных, полученных в ходе проведения

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу n А46-17289/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также