Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А46-8258/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 февраля 2008 года

                                                  Дело №   А46-8258/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  19 февраля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 февраля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3168/2007) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2007 по делу № А46-8258/2007 (судья Яркова С.В.),

принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области

о признании недействительным распоряжения от 29.05.2007 № 391-р,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Галиаскаров М.Р. по доверенности от 01.06.2007 № 04/17304 (удостоверение № 941 от 24.04.2007);

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области – Чепилко Т.В. по доверенности от 09.01.2008 № 01-10 (удостоверение № 122 от 23.04.2007).

УСТАНОВИЛ:

Решением от 30.10.2007 по делу А46-8258/2007 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент имущественных отношений, податель жалобы) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (далее - Федеральное агентством по управлению федеральным имуществом) от 29.05.2007 № 391-р.

При этом суд исходил из того, что перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов имущества и конкретных объектов имущества субъектов РФ в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ отсутствует. В рассматриваемом случае, жилой дом по адресу: город Омск, ул. Иванишко, 33 (за исключением помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности) был исключен из реестра федерального имущества, что не противоречит положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, определяющей имущество, которое может находиться в федеральной собственности.

В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного Департаментом требования.

При этом податель жалобы ссылается на то, что судом не была дана оценка тому обстоятельству, что Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом не представило каких-либо доказательств того, что передаваемое им имущество не может находиться в федеральной собственности; законодательно установленного запрета на нахождение указанного имущества в федеральной собственности не имеется.

Учитывая, что статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен ограниченный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, и что объекты, указанные в Приложении к оспариваемому Распоряжению, не используются муниципальным образованием и, в силу прямого указания закона, не относятся к муниципальной собственности, то порядок, предусмотренный статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» для передачи федерального имущества в муниципальную собственность применяться не может.

Согласно письменному отзыву на жалобу Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом считает, что решение суда законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2007 по делу № А46-8258/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

29.05.2007 Территориальным управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области было издано распоряжение № 391-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации Толмачевская квартирно-эксплуатационная часть района в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области».

Распоряжением было предписано прекратить право оперативного управления государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации Толмачевская квартирно-эксплуатационная часть района на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению (лист дела 21-25); передать данное имущество в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В пункте 4-5 распоряжения указано: Департаменту имущественных отношений представить на утверждение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения; в случае, если в установленный абзацами 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и настоящим распоряжением срок, акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен в Территориальное управление, то акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.

Полагая, что распоряжение не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 30.10.2007 по делу А46-8258/2007 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон- 122-ФЗ), в федеральной собственности может находиться:

имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным органам исполнительной власти;

имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом РФ по представлению Правительства РФ;

имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти государственных служащих РФ, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Находящееся в федеральной собственности имущество согласно части 11 статьи 154 Закона 122-ФЗ, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Из изложенных в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П и Определении от 07.12.2006 № 542-О правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 828-О-П положения части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Департамент имущественных отношений согласно пункту 5 статьи 19 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного  Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п, уполномочен подписывать передаточные акты о принятии имущества в муниципальную собственность города Омска из федеральной собственности или собственности Омской области, о передаче муниципального имущества в федеральную собственность или собственность Омской области в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления города Омска.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А75-579/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также