Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2010 по делу n А75-9960/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 января 2010 года

Дело № А75-9960/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 января 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Киричёк Ю.Н., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8878/2009) Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.10.2009 по делу № А75-9960/2009 (судья Членова Л.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МегионЭнергоНефть»

к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании недействительным решения от 01.09.2009 № 33с/с

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;

установил:

 

решением от 19.10.2009 по делу № А75-9960/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «МегионЭнергоНефть» (далее по тексту – ООО «МегионЭнергоНефть», Общество), признал недействительным решение Филиала № 1 Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – далее по тексту – ГУ – РО ФСС России по ХМАО-Югре, Фонд социального страхования) от 01.09.2009 № 33 с/с в части непринятия к зачету расходов в сумме 8434 руб. 92 коп.

Суд обязал Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре зачесть обществу с ограниченной ответственностью «МегионЭнергоНефть» выплаты на пособия по временной нетрудоспособности с районным коэффициентом 1,7.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств установления в спорный период в определенном законодательством порядке единого районного коэффициента 1,5 для работников всех отраслей, а также того, что в настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области» (с изменениями от 04.05.1978), которым на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7. При этом законодательство не ставит в зависимость размер применяемого к пособиям коэффициента от принадлежности работников к той или иной отрасли.

В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Фонд ссылается на то, что в данном случае в силу пункта 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РФСФР», следует применять районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей. Для северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,5; для южной части автономного округа (южнее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,3 (информационное письмо Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05./19.06.2003 № 1199-16/670-25/5995).

Фонд социального страхования считает, что установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате не могут применяться при определении максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также размеров других пособий и выплат, производимых за счет средств обязательного, являющихся государственной собственностью.

Общество в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, поддерживает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Фонд социального страхования и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

В августе 2009 года специалистом Филиал № 1 ГУ – РО ФСС по ХМАО-Югре проведена документальная выездная проверка ООО «МегионЭнергоНефть» на предмет правомерности расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2007 по 30.06.2009.

По результатам проверки были выявлены нарушения и не приняты к зачету расходы, произведенные Обществом с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию, в сумме 19 230 руб. 13 коп., в том числе расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности произведенные с применением коэффициента 1,7 в сумме 8434 руб. 92 коп., о чем 19.08.2009 составлен акт № 33 с/с (л.д. 10-13).

01.09.2009 по результатам рассмотрения акта Фондом социального страхования принято решение № 33 с/с «О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования» (л.д.20), которым не приняты к зачету расходы в сумме 19 230 руб. 13 коп.; Обществу предложено отразить указанные суммы в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда, а также представить уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Основанием для непринятия расходов послужил факт неправомерной выплаты работникам Общества пособий по временной нетрудоспособности в большем размере, чем предусмотрено законодательством, а именно, при расчете пособия к окладам применен районный коэффициент 1,7, вместо положенного 1,5.

Не согласившись с данным решением в части непринятия к зачету расходов в сумме 8434 руб. 92 коп., произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности с районным коэффициентом 1,7, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения в указанной части и обязании Фонда социального страхования зачесть выплаты на пособия по временной нетрудоспособности с районным коэффициентом 1,7.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Фондом социального страхования в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 №183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

Согласно статье 7 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (далее по тексту – Закон № 4520-1) работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Статьей 10 данного Закона устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера.

Согласно статье 24 Закона № 4520-1 в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации  размер районного коэффициента и порядок его применения для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего постановления Правительством РФ по данному вопросу не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Изложенное также дублируется Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 которым определено, что впредь до установления размера районного коэффициента применяются коэффициенты, утвержденные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые увеличивали размеры зарплат и пенсий граждан, проживавших в северных районах, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок применения этих коэффициентов.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционный инстанции находит правомерным применение Обществом действующего до настоящего времени Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районный коэффициент 1,7, в то время как Фондом социального страхования, на который в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, не представлены доказательства установления в спорный период в определенном законодательством порядке единого районного коэффициента 1,5 для работников всех отраслей.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, поскольку средства Фонда социального страхования в соответствии с законодательством формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы, то работники общества, оплаты труда которых осуществляется с применением районного коэффициента 1,7, соответственно и страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же размере.

Иное толкование закона привело бы к необоснованному ограничению размера пособий применительно к рассматриваемому спору.

Не принимается судом апелляционной инстанции и ссылка подателя апелляционной жалобы на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 №162, поскольку это Постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. Кроме того, с принятием Закона № 4520-1 указанное выше Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит данному Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Фонда социального страхования на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 № 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке», поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.

Таким образом, при вынесении судом первой инстанции решения об удовлетворении требований Общества в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены решения суда первой инстанции

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2010 по делу n А70-10075/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также