Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу n А46-15963/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 января 2010 года

                                                      Дело №   А46-15963/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  20 января 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 января 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Гладышевой Е.В.

судей  Рожкова Д.Г., Семеновой Т.П.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8238/2009) Федерального государственного учреждения «Управление Сибирского военного округа» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 07.10.2009 по делу № А46-15963/2009 (судья Аристова Е.В.), принятое по иску муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» к Федеральному государственному учреждению «Управление Сибирского военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 114 450 руб. 11 коп.,  

при участии в судебном заседании представителей: 

от ФГУ Федерального государственного учреждения «Управление Сибирского военного округа» - Серпутько С.А. по доверенности № 60 от 04.08.2009,  

от Министерства обороны Российской Федерации – Серпутько С.А. по доверенности от 21.08.2009,  

от МП «Тепловая компания» - Савельев М.В. по доверенности от 25.12.2009,

 

 

установил:

муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания» (далее - МП г. Омска «Тепловая компания») обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с Федерального государственного учреждения «Управление Сибирского военного округа» (далее – ФГУ «Управление СибВО»), а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в размере 114 450 руб. 11 коп.

 Решением Арбитражного суда Омской области от 07.10.2009 по делу № А46-15963/2009 с ФГУ «Управление СибВО», а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу МП г. Омска «Тепловая компания»                             взыскано 114 450 руб. 11 коп. убытков. С ФГУ «Управление СибВО» в доход федерального бюджета взыскано 3789 руб. государственной пошлины.

Возражая против принятого судом решения, ФГУ «Управление СибВО», Министерство обороны Российской Федерации в совместной апелляционной жалобе просят его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права.

МП г. Омска «Тепловая компания» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУ «Управление СибВО» и Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции.

Представитель МП «Тепловая компания» высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МП г. Омска «Тепловая компания» (энергоснабжающая организация) и Омской квартирно-эксплуатационной частью (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии от 01.02.2007 № 7213, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию абоненту от котельной предприятия, расположенной по адресу: п. Черемушки, до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента в количестве 22 590,764 Гкал/год (пункты 1.1, 3.1.1 договора). Абонент, в свою очередь, обязался соблюдать режим теплопотребления и оплачивать потреблённую тепловую энергию по действующим тарифам в объёме, сроки и на условиях, определяемых договором.

Годовой расход тепловой энергии, составляющий 22 590,764 Гкал, распределён сторонами по месяцам в приложении № 1 к договору № 7213 от 01.02.2007.

Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что тепловая энергия подается на отопление, вентиляцию, ГВС, технологические нужды.

В силу пунктов 4.1,  4.5  договора № 7213 от  01.02.2007 расчётным периодом поставки тепловой энергии является календарный месяц. Оплата тепловой энергии производится абонентом ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчётным, на основании счетов-фактур и актов выполненных работ.

МП г. Омска «Тепловая компания» во исполнение обязательств по договору от 01.02.2007 № 7213 в период с августа по сентябрь 2008 г. поставило ответчику тепловую энергию на объекты, поименованные в приложении № 2 к договору.

Согласно справкам отдела главного энергетика фактические объёмы холодной воды в августе 2008 г. составили 3539 куб.м, а в сентябре - 5248 куб. м.

Для проведения расчётов на оплату холодной воды, потребленной ответчиком, ему направлены счета-фактуры № 00027388 от 31.08.2008, № 29464 от 30.09.2008 на общую сумму 114 450 руб. 11 коп.

Истец, полагая, что отсутствие действий со стороны ответчика по оплате стоимости холодной воды, использованной на нужды горячего водоснабжения, повлекло причинение ему убытков, обратился в суд с настоящим иском.

Повторно рассматривая настоящее дело, апелляционный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьёй 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3).

Согласно пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее Методические указания) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают следующие слагаемые: 1) стоимость электрической (тепловой) энергии (мощности); 2) стоимость услуг по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

Тариф (цена) покупки электрической (тепловой) энергии (мощности) определяется в соответствии с разделом X Методических указаний.

Из пункта 72 раздела Х Методических указаний следует, что потребитель тепловой энергии оплачивает расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии по тарифам, рассчитываемым в соответствии с разделами VII и IX настоящих Методических указаний.

Раздел VII Методических указаний регламентирует порядок расчета экономически обоснованного уровня цены на электрическую и тепловую энергию, при этом пунктом 41 указанного раздела предусмотрен необходимый перечень материалов, используемых для расчета тарифов (цен), в частности в калькуляции расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии должен учитываться объем воды на технологические цели (Таблица П1.19, П1.19.1).

Раздел IX Методических указаний определяет порядок расчета размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения, который, исходя из содержания пункта 58, включает в себя расходы на эксплуатацию тепловых сетей и расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).

В соответствии с пунктом 60 Методических указаний, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическим указаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии.

Согласно пункту 61.2 Методических указаний в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов:

- тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей;

- потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них;

- затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.

Пунктом 61.3 Методических указаний предусмотрено, что расходы на компенсацию указанных в подпункте 61.2 настоящих Методических указаний потерь и затрат ресурсов определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями), или по расходам на их производство в тех случаях, когда ЭСО, наряду с оказанием услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, осуществляет производство данных ресурсов с последующим их потреблением в процессе передачи тепловой энергии.

Поскольку из открытой системы теплоснабжения вода частично отбирается потребителями предприятия для нужд горячего водоснабжения и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды.

Согласно разъяснениям, изложенным в Информационном письме Федеральной службы по тарифам от 31.08.2007 № СН-5083/12, при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию в состав необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации включается стоимость химочищенной воды, используемой в качестве сырья для производства планового объема электрической и тепловой энергии.

В Информационном письме ФСТ РФ от 31.08.2007 № СН-5083/12 «Об организации расчетов за химочищенную воду» разъяснено, что расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам. С целью определения стоимости дополнительного количества химочищенной воды в объеме невозвращенного потребителем теплоносителя ФСТ России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию информировать заинтересованные стороны о стоимости тонны химочищенной воды в расчетном периоде регулирования, определенной исходя из учтенных в НВВ регулируемой организации затрат на приобретение планового объема химочищенной воды на этот период.

С учетом изложенного довод о том, что в тарифе на тепловую энергию, получаемую от МП г. Омска «Тепловая компания», учтены расходы на приобретение холодной воды на нужды ГВС отклоняется, поскольку Методические указания с учетом разъяснений, изложенных в информационном письме, предусматривают необходимость включения в тариф на производство и передачу тепловой энергии лишь стоимость химочищенной воды для производства планового объема тепловой энергии и воды, необходимой для обеспечения технологического процесса (неизбежные потери воды в сети).

Ответчики указывают, что холодная вода является не услугой, а сырьём, которое используется при производстве тепловой энергии.

Однако поскольку для обеспечения горячего водоснабжения абонента по договору № 7213 от 01.02.2007 не требуется предварительная химическая обработка воды, вода, предназначенная для нужд ГВС, не используется одновременно в качестве сырья для производства тепловой энергии, следовательно, в тарифе на тепловую энергию не могли быть учтены затраты на покупку холодной воды для горячего водоснабжения.

Горячее водоснабжение включает в себя две составляющие: холодная вода и ее подогрев; при установлении тарифа на тепловую энергию учтен только подогрев холодной воды без стоимости воды.

Горячее водоснабжение потребителей от котельных п.Светлый и п.Черёмушки производится по открытой схеме, поэтому при формировании тарифа на тепловую энергию на 2008 г. для МП г.Омска «Тепловая компания» не учитывался расход холодной воды для нужд горячего водоснабжения потребителей и стоимость химической очистки воды.

Кроме того, исходя из содержания положения о Региональной энергетической комиссии, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95, к полномочиям РЭК Омской области не отнесено установление тарифа на горячее водоснабжение.

В письме № 09 РЭК-962 РЭК от 06.05.2009 РЭК Омской области со ссылкой на пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» указало, что установление тарифов на услуги по ГВС относятся к компетенции органа регулирования г. Омска (Департамент городской экономической политики г. Омска).

Довод подателей жалобы о том, что ГВС подаётся по закрытой схеме (после ЦТП), не соответствует действительности.

Согласно Правилам технической эксплуатации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу n А46-17315/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также