Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу n А46-14580/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 января 2010 года

                                                      Дело №   А46-14580/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  12 января 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 января 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Золотовой Л.А., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-8242/2009) общества с ограниченной ответственностью «Восточный терминал» на решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2009 по делу №  А46-14580/2009 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточный терминал» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо: Правительство Омской области

о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Восточный терминал» – не явился, извещено;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области – не явился, извещен;

от Правительства Омской области – Фетисов В.В. по доверенности № ИСХ-09/ПП-517/01  от  27.05.2009 сроком на 3 года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Восточный терминал» (далее – ООО «Восточный терминал», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Омской об­ласти с заявлением к Управлению Федерального агент­ства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо), в котором просило:

признать незаконными действия, совершенные 27.12.2007, выразившиеся во внесении в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в сумме 268 108 480 руб. 29 коп., удельного показателя кадастровой сто­имости в сумме 3317 руб. 23 коп. за один кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:150110:2, площадью 80823 кв. м., разрешенное использование: для эксплуатации промышленных объектов, с местоположением: г. Омск, Восточный промузел Октябрьско­го административного округа;

обязать Управление Роснедвижимости по Омской об­ласти исключить из Государственного земельного кадастра (Государственного кадастра недвижимости) внесенные в него 27.12.2007 сведения о кадастровой стоимости в сумме 268 108 480 руб. 29 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3317 руб. 23 коп. за один кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:150110:2, площадью 80823 кв. м., разрешенное использование: для эксплуатации промышленных объектов, с местоположением: г. Омск, Восточный промузел Октябрьского административного округа.

Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2009 по делу № А46-14580/2009 в удовлетворении требований заявителя отказано.

ООО «Восточный терминал» решение суда первой инстанции обжаловало в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ООО «Восточный терминал» на праве собственности принадлежит земельный уча­сток с кадастровым номером 55:36:150110:2, площадью 80 823 кв. м, разрешенное исполь­зование: для эксплуатации промышленных объектов, с местоположением: г. Омск, Восточ­ный промузел Октябрьского административного округа (свидетель­ство о государственной регистрации права серии 55 АВ № 501496, выданное Управлени­ем Федеральной регистрационной службы 03.08.2007).

07.05.2009 обществом была получена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 55:36:150110:2, согласно которой кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 268 108 480 руб. 29 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составил 3317 руб. 23 коп. за один кв. м земельного участка.

21.05.2009 ООО «Восточный терминал» обращается к управлению Роснедвижимости по Омской области с письмом  исх.№ 22, в котором просит предоставить информацию о том, когда и на каком основании были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:150110:2 о размере кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости, а также, когда, каким уполномоченным органом и в какой форме были утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка.

Управление Роснедвижижимости по Омской области письмом от 04.06.2009 № 01-19/890 ответило на запрос общества, что в 2007 году были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель города Омска; результаты государственной кадастровой оценки земли города Омска (в том числе и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:150110:2) были внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный земельный кадастр на основании данных Отчета от 27.11.2007 № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск»; данные результата кадастровой оценки были утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п (в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее – Постановление № 174-п).

Также Управление Роснедвижимости по Омской области указало, что Постановлением № 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по 15 группам видов разрешенного использования в разрезе кварталов города Омска.

Общество, считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:150110:2 с последующим утверждением органом исполнительной власти не прово­дилась, внесение в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недви­жимости) сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании усредненных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков квартала, не соответствует процедуре, установленной земельным законодатель­ством и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из факта пропуска ООО «Восточный терминал» срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд посчитал, что обществу о нарушении его прав стало известно ранее, чем 04.06.2009 (письмо заинтересованного лица об основаниях внесения в государственный кадастровый реестр стоимости земельного участка общества), как это указал заявитель.

Данный вывод основан на фактах представления обществом 25.04.2008 как налогоплательщиком в налоговую инспекцию расчета за первый квартал 2008 года, а также на том, что информация о кадастровой стоимости является общедоступной и была опубликована в различных периодических изданиях. Таким образом, суд посчитал, что уже на момент подачи налогового расчета по авансовым платежам земельного налога в течение 2008 года заявитель достоверно знал о новой величине кадастровой стоимости, а также о том, каким актом и в каком виде (порядке) она утверждена, то есть ему в это время было известно о нарушении его прав оспариваемыми действиями.

ООО «Восточный терминал» в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о нарушении срока на обращение в суд с соответствующим заявлением, поскольку предметом заявления является не размер кадастровой стоимости как таковой, а порядок (процедура) внесения в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений об экономических характеристиках земельного участка. С момента подачи расчета по авансовым платежам по земельному налогу обществу стало лишь известно о новой величине кадастровой стоимости, но не об основаниях и порядке (процедуре) установления новой величины кадастровой стоимости. Только 24.06.2009 (дата получения письма Управления Роснедвижимости по Омской области от 04.06.2009 № 01-19/890) обществу стало известно об основаниях и порядке (процедуре) установления заинтересованным лицом новой величины кадастровой стоимости, то есть об оспариваемых действиях.

От Управления Роснедвижимости по Омской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Правительство Омской области, привлеченное к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представило отзыв, в котором пояснило, что заявителем пропущен срок на обжалование спорных действий, а также, что им не представлено доказательств недостоверности сведений о кадастровой стоимости, включенных в государственный кадастр объектов недвижимости.

Заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей ООО «Восточный терминал» и Управления Роснедвижимости по Омской области, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Правительства Омской области доводы отзыва на апелляционную жалобу в судебном заседании поддержал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, общество оспаривает действия Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенные 27.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащих ему на праве собственности, без надлежащего утверждения их размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ООО «Восточный терминал» земельного участка.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», приняло Постановление № 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления № 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу n А75-6011/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также