Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А75-8791/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 декабря 2009 года

                                              Дело №   А75-8791/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  15 декабря  2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 декабря 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Лотова  А.Н.,

судей  Золотовой  Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7747/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2009 по делу № А75-8791/2009 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Ханты-Мансийский район» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании частично недействительными решения от 10.07.2009 № 11-19/13 дсп и требования от 03.08.2009 № 3616,

при участии в судебном заседании  представителей:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Коняев В.И.  по доверенности  от 16.11.2009 сроком действия до 20.07.2010;

от открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Ханты-Мансийский район» - не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания - Ханты - Мансийский район» (далее по тексту - ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания -  Ханты - Мансийский район», Общество, заявитель)  обратилось  в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе России № 1 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 10.07.2009 № 11-19/13 ДСП «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на доходы физических лиц  (НДФЛ) в размере 255 863 руб. 29 коп., начисления пени по НДФЛ в размере 550 461 руб. 44 коп., привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неправомерное неполное перечисление НДФЛ в размере 31 173 руб.; о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.08.2009 № 3616 в части предложения к уплате указанных сумм налога, пени и штрафа.

Также заявитель просил обязать  налоговый орган произвести перерасчет доначисленных сумм налогов, пени и штрафов и внести соответствующие изменения в лицевой счет налогоплательщика.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.09.2009 по делу № А75-8791/2009 требования, заявленные Обществом, удовлетворены.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт  перечисления Обществом в бюджет спорной суммы  НДФЛ, в связи с чем, доначисление НДФЛ в размере 255 863 руб. 29 коп., начисление пени по НДФЛ в размере 550 461 руб. 44 коп. и привлечение Общества  к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 31 173 руб. признано судом первой инстанции незаконным. При этом, устанавливая факт перечисления Обществом в бюджет НДФЛ, суд первой  суд первой инстанции исходил из того, что указание Обществом в платежных поручениях вместо кода бюджетной классификации (КБК), соответствующего коду «НДФЛ», КБК, соответствующего коду «ЕСН» в части ТФОМС, не свидетельствует о неисполнении Обществом обязанности по перечислению налога в бюджет, так как  допущенная ошибка не повлекла за собой не поступление НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации.

Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.09.2009 по делу № А75-8791/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указала, что неверное указание в платежном поручении КБК, повлекшее зачисление налога в доходы иного бюджета, свидетельствует о неисполнении   обязанности по уплате налога (в данном случае перечислении налога). Также в апелляционной жалобе Инспекция указала, что денежные средства, направляемые в ТФОМС, зачисляются в государственный внебюджетный фонд, в связи с чем, данные денежные средства, как считает податель жалобы, находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов других фондов.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.

 Общество, в соответствии  с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не состоятельными. 

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной жалобы рассмотрел апелляционную жалобу  в отсутствие заявителя, надлежащего образом извещенного о времени и месте судебного заседания. 

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Инспекции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

            Должностными лицами   налогового органа на основании решения исполняющего обязанности заместителя начальника Инспекции от 27.03.2009 № 16/336 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания -  Ханты - Мансийский район» налогов  и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

            По итогам проверки составлен акт  от 15.06.2009 № 11-17/10 ДСП.

            По результатам рассмотрения материалов выездной  налоговой проверки начальником Инспекции  10.07.2009 принято решение  № 11-19/13ДСП «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

            На основании указанного решения Общество было привлечено к налоговой ответственности  на основании пункта 1 статьи  122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 15 250 руб. за неполную уплату НДС, в виде штрафа в сумме 117 руб.  за неполную уплату транспортного налога, на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 22 413 руб. за неправомерное неперечисление сумм НДС,  в виде штрафа в размере 51 173 руб. за неправомерное неполное перечисление сумм НДФЛ.

Обществу было предложено уплатить недоимку по налогам, в том числе,  по налогу  на прибыль в сумме 986 464 руб.,  по НДС в сумме  1 072 205  руб.,  по транспортному  налогу  в сумме 583 руб., по  НДФЛ в сумме 255 863 руб. 29  коп. Также Обществу были начислены и предложены к уплате пени в общей сумме 580 673 руб. 44 коп.

В ходе выездной  налоговой проверки налоговым органом был выявлен факт   наличия у Общества задолженности по НДФЛ в сумме 255 863 руб. 29 коп.

Вывод налогового органа о неисполнении Обществом  обязанности по перечислению НДФЛ в бюджет в указанной сумме основан на следующем.

Налоговым органом было установлено, что в течение проверяемого налогового  периода Общество, выступающее налоговым агентом, исчисляло, удерживало и перечисляло НДФЛ, однако, сумма удержанного НДФЛ ошибочно перечислялась Обществом с указанием КБК единого социального налога в части ТФОМС. Данное обстоятельство послужило основанием для вывода Инспекции о неисполнении Обществом обязанности по перечислению НДФЛ в сумме 255 863 руб. 29 коп. в бюджет.

На указанное решение налогового органа  Обществом в порядке статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, была подана жалоба   в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре. По результатам рассмотрения жалобы Общества решение Инспекции от 07.08.2009 № 15/566  было оставлено без изменения.

На основании решения от 10.07.2009 № 11-19/13 ДСП  налоговым органом в адрес Общества было  направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.08.2009 № 3616, в котором заявителю в срок до 19.08.2009  было предложено погасить  недоимку по  налогам в общей сумме 2 315 115 руб. 29 коп., задолженность по  пени в общей сумме 580 673 руб.  и штрафам  в  общей сумме 88 953 руб.

ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания -  Ханты - Мансийский район»,  полагая, что  решение  налогового органа  от 10.07.2009 № 11-19/13ДСП в части доначисления НДФЛ в размере 255 863 руб. 29 коп., начисления пени по НДФЛ в размере 550 461 руб. 44 коп., привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 31 173 руб., а также требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.08.2009 № 3616 в части предложения к уплате указанных сумм,  противоречит действующему законодательству, нарушает его  права и законные интересы, обратилось   в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.09.2009 по делу № А75-8791/2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Означенное решение обжалуется налоговым органом  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не  находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей  в спорный период).

В силу пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Таким образом,  налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, для уплаты налога налогоплательщиком только удержанные налоги, в связи с чем, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он обязан перечислить в бюджет эту сумму и соответствующие пени, установленные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации  неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Статьей  24 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что   налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации  обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в том числе,  с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Из

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А75-7319/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также