Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А46-1927/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 июня 2008 года Дело № А46-1927/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сидоренко О.А. судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю. при ведении протокола судебного заседания Лиопа А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2094/2008) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу № А46-1927/2008 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения № 15794 от 28.01.2008. при участии в судебном заседании представителей: от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска – не явился, извещен; от Государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» – не явился, извещен. УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу № А46-1972/2008 были удовлетворены требования, заявленные Государственным унитарным предприятием «Омский завод транспортного машиностроения» (далее по тексту - ГУП «Омсктрансмаш», заявитель, предприятие) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.01.2008 № 15794 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, в сумме 105 754 389 рублей. В обоснование решения суд указал, что поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 133 Закона № 127-ФЗ выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 данного Закона, осуществляются с основного счета должника и ввиду того, что оспариваемое решение о взыскании 105 754 389 рублей налогов выставлено без учета того обстоятельства, что ГУП «Омсктранмаш» не завершены расчеты с конкурсными кредиторами, решение налогового органа № 15794 от 28.01.2008 следует признать недействительным. В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу № А46-1927/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных предприятием. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Инспекция ссылается на то, что не приняв оспариваемое решение о взыскании, налоговый орган нарушил бы срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло бы признание решения недействительным и не подлежащим исполнению в полном объеме. Во исполнение статьи 134 Закона № 127-ФЗ, ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» в лице конкурсного управляющего как налогоплательщик должен погашать задолженность по текущим налоговым платежам вне очереди путем перечисления денежных средств со счета в банке. Данное условие не было выполнено, поэтому налоговый орган в связи с неуплатой налогов в установленный срок и в соответствии со статьей 134 Закона № 127-ФЗ, руководствуясь статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, вынес решение о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. Податель жалобы считает, что его действия не противоречат положениям Закона № 127-ФЗ, так как не нарушается очередность, установленная пунктом 3 статьи 134 Закона № 127-ФЗ и статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а конкурсным управляющим, в свою очередь, не исполнена обязанность по уплате текущих налогов. Налоговый орган и Государственное унитарное предприятие «Омский завод транспортного машиностроения», надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства о возможном рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей представлены не были. Письменный отзыв на апелляционную жалобу Предприятием представлен не был. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. ГУП «Омсктрансмаш» зарегистрировано в качестве юридического лица Ленинским райсоветом г.Омска 21.01.1992 № 37200894 (см. свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ – лист дела 24). Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу № К/Э-1555/02 (лист дела 17) Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. ИФНС России по ЛАО г.Омска в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставила в отношении Предприятия требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 24.01.2008 № 4571. В связи с неисполнением в установленный срок указанного требования налоговым органом были принято решение № 28.01.2008 от 28.01.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в пределах сумм, указанных в требованиях. ГУП «Омсктрансмаш», полагая, что решение налогового органа не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными. Решением от 17.03.2008 по делу № А46-1927/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил в полном объеме требования Предприятия. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. В рассматриваемом случае установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу № К/Э-1555/02 ГУП «Омсктрансмаш» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Часть 1 статьи 133 Закона о банкротстве предусматривает, что в ходе конкурсного производства может использоваться только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), с которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 названного Федерального закона Согласно пункту 1 статьи 134 Закона № 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В силу части 1 статьи 142 Закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов; установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего закона. Статья 100 Закона № 127-ФЗ определяет, что требования кредиторов включаются в реестр требований на основании определения арбитражного суда. Ни статья 134, ни статья 142 Закона № 127-ФЗ не предусматривают возможность взыскания денежных средств с основного счета должника в бесспорном порядке по требованию налоговых органов. Довод налогового органа о том, что задолженность ГУП «Омсктрансмаш» является текущим платежом, а согласно статье 134 Закона № 127-ФЗ текущие обязательства погашаются вне очереди за счет конкурсной массы, расценивается судом как несостоятельный и основанный на ошибочном толковании правовых норм. В соответствии со статьей 5 Закона № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. В соответствии с пунктом 1 статьи 134 означенного закона вне очереди за счет конкурсной массы в порядке статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом. Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ), однако, в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. С учетом изложенного, осуществление налоговым органом действия по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке путем вынесения решения № 15794 от 28.01.2008 произведено в нарушение вышеуказанных норм специального законодательства и без учета того обстоятельства, что предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами. При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа полномочий для вынесения в отношении ГУП «Омсктрансмаш» решений о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным. Вопрос о взыскании обязательных платежей и санкций с ГУП «Омсктрансмаш», которое признано несостоятельным (банкротом), должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу № А46-1927/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.А. Сидоренко Судьи Н.А. Шиндлер О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А46-3518/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а,О восстановлении пропущенного процессуального срока »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|