Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу n А46-18299/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 01 декабря 2009 года Дело № А46-18299/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А., судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8156/2009) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 01.10.2009 по делу № А46-18299/2009 (судья Сорокина И.В.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» города Омска к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска о признании недействительным решение налогового органа № 29546 от 07.08.2009, при участии в судебном заседании представителей: от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска – Крайнюкова Л.П. (удостоверение № УР 338953 действительно до 31.12.2009, доверенность № 12362 от 18.07.2007 сроком действия на 3 года); Гальцов В.В. (паспорт серия 5205 № 246006 выдан 12.03.2006, доверенность № 13634 от 19.06.2009, сроком действия на 1 год); от Государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» города Омска – не явился, извещен; установил:
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.10.2009 по делу № А46-18299/2009 удовлетворены требования, заявленные государственным унитарным предприятием «Омский завод транспортного машиностроения» (далее - ГУП «Омсктрансмаш», Предприятие, заявитель) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 07.08.2009 №29546 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств ГУП «Омсктрансмаш» на счетах в банках. Мотивируя решение, суд указал, что меры по взысканию обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, являются специальными по отношению к общим нормам Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов, в связи с чем, суд решил, что решение 07.08.2009 №29546 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств ГУП «Омсктрансмаш» на счетах в банках подлежит признанию недействительным. В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение Арбитражного суда Омской области от 01.10.2009 по делу № А46-18299/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Предприятием. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указала, что задолженность, числящаяся за Предприятием, является текущей, в связи с чем, должна погашаться вне очереди за счет конкурсной массы. Также Инспекция говорит о том, что в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Налоговый орган утверждает, что, принимая оспариваемое решение, Инспекция не имела умысла нарушить законные права и интересы кредиторов по внеочередным текущим обязательствам, а также права конкурсных кредиторов, требования которых в силу Федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должны исполняться перед требованиями налоговых органов, возникших в период конкурсного производства. Оспариваемое решение налоговый орган направил Предприятию для включения суммы налогов в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов. В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. Предприятие, надлежащим образом извещенное времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседании не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу № К/Э-1555/02 государственное унитарное предприятие «Омский завод транспортного машиностроения» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Инспекцией в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ГУП «Омсктрансмаш» было направлено требование №131083 об уплате налога, сбора, пени штрафа по состоянию на 27.07.2009, которым организации было предложено в срок до 06.08.2009 уплатить недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в общей сумме 2 627 319 руб. В связи с тем, что в установленный срок требование не было исполнено, налоговым органом 07.08.2009 было принято решение №29546 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщица - организации на счетах в банках в сумме 2 627 319 руб. Полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприятие обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании решения от 07.08.2009 №29546 недействительным. 01.10.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу № К/Э-1555/05 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. Срок исполнения обязанностей по уплате налога, в отношении которого вынесено оспариваемое решение наступил после открытия в отношении заявителя конкурсного производства, таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, и не оспаривается сторонами, указанная задолженность является текущей. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов; кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Пункт 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Согласно пункту 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вне очереди за счет конкурсной массы в порядке статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации погашаются требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства. В соответствии с пунктами 45, 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. При рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ), однако в силу специального указания в пункте 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. Аналогичные разъяснения содержаться в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Таким образом, вопрос о взыскании обязательных платежей с Предприятия, которое признано несостоятельным (банкротом), должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку в данном случае взыскание задолженности в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Необходимо указать, что спорные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве. С учетом изложенного, осуществление налоговым органом действий по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика находящихся на счете в банке путем вынесения решения №29546 от 07.08.2009 произведено в нарушение вышеуказанных норм специального законодательства и без учета того обстоятельства, что Предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами. При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа законных оснований для вынесения в отношении ГУП «Омсктрансмаш» решения о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным. Ссылка налогового органа на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности «банкротстве» апелляционной инстанцией не принимается во внимание исходя из следующего. В соответствии с пунктом 4 названного Постановления требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Из содержания данной нормы следует, что требования налоговых органов об уплате обязательных платежей, возникшее после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в порядке, предусмотренном Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу n А46-14832/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|