Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А45-19646/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-19646/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября  2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:       Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.

  при ведении протокола судебного заседания    секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя  Суровикин К.Б. по доверенности от 17.03.2015, Плеханова Л.Н. по доверенности от 16.04.2015

от заинтересованных лиц без участия (извещены)

от третьих лиц : от Территориального фонда ОМС Кисловец Т.М. по доверенности от 12.01.2015, от Министерства – без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр лабораторной диагностики»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области  от 06 июля 2015 года по делу № А45-19646/2014 (судья В.В. Шашкова)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр лабораторной диагностики» (ОГРН 1065403006316, ИНН 5403181503, 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 3, 302; 630099, г. Новосибирск, Октябрьская, 52)

к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18) 

Правительству Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)

третьи лица: Министерство здравоохранения Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 80)

о признании незаконным пункта 2 решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования от 30.05.2014 № 5,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Центр лабораторной диагностики» (далее – Общество, заявитель, ООО «Центр лабораторной диагностики») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее – Комиссия) о признании незаконным п. 2 решения № 5 от 30 мая 2014 года об установлении государственного задания по амбулаторно-поликлинической помощи (по диагностике) на 2014 год для ООО «Центр лабораторной диагностики» в объеме 62 616 УЕТ; об обязании внести изменения в решение № 5 от 30 мая 2014 года, а именно выделить ООО «Центр лабораторной диагностики» дополнительные объемы медицинской помощи, увеличив годовое задание заявителя на 2014 год до 246 774,88 УЕТ с учетом фактического потребления застрахованными лицами в Новосибирской области медицинской помощи, которая была оказана ООО «Центр лабораторной диагностики» в рамках территориальной программы ОМС за весь период 2014 года.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06 июля 2015 года требования заявителя оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ООО «Центр лабораторной диагностики» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на отсутствие в законе исключений в отношении применения такого критерия как «потребность застрахованных лиц в медицинской помощи» для медицинских организаций, оказывающих в системе ОМС диагностические услуги;   заявителем в 2014 году фактически оказаны застрахованным лицам в системе ОМС диагностические услуги в объеме 246 774,88 УЕТ; выводы суда основаны не основаны на доказательствах дела; решение Комиссии нарушает права заявителя.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе, поддержаны представителями Общества в судебном заседании.

Территориальный Фонд ОМС в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Кроме того, просит прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что дела  с участием  лиц, не имеющих статус юридического лица, не отнесены к компетенции арбитражного суда.

Заинтересованные лица, третье лицо,  надлежащим образом извещенные  о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда,  в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «Центр лабораторной диагностики» является медицинской организацией, участвующей в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области, с 2012 года.

Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования от 30 мая 2014 года № 5 для ООО «ЦЛД» выделен объем медицинской помощи в системе ОМС на 2014 год в размере 62 616 УЕТ. В финансовом эквиваленте такой объем медицинской помощи составляет 2 289 840 рублей.

Заявитель, полагая, что оспариваемое решение Комиссии от 30 мая 2014 года №5 в части определения объема медицинской помощи для ООО «ЦЛД» является незаконным, так как не учитывает реальной потребности населения Новосибирской области в услугах, оказываемых заявителем в системе ОМС, а также нарушает права заявителя при осуществлении им экономической деятельности в системе обязательного медицинского страхования, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями, поэтому принятое решение соответствует закону, а факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя не установлен. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).

В силу статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование (ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы.

В силу пункта 5 указанной статьи медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Статьей 20 Федерального закона № 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, медицинская организация как участник обязательного медицинского страхования участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 9 статьи 36 Федерального закона №326-Ф3, для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 10 ст. 36 Федерального закона №326-Ф3 объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона «Об  обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение).

Пунктом 8 Положения установлено, что Комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

В соответствии с п. 15 Положения решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.

Критерии, подлежащие учету при распределении объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, изложены в Письме Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», где, в частности указано, что объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением Комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями.

При распределении объемов медицинской помощи учитываются: сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения о видах медицинской помощи, мощности вошедших в реестр медицинских организаций, профилях медицинской помощи, врачебных специальностях; сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты; сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования, включающие:

а) показатели (в том числе коечную мощность, объемы медицинской деятельности и другие), установленные решением Комиссии, подтверждающие возможность медицинской

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А27-8424/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также