Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу n А27-8988/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда первой инстанции

   СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                              Дело №А27- 8988/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 08 сентября  2015 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с  использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя:  Поджарова Е.А. по доверенности от 29.05.2015г. (до 31.12.2015г.)

от  Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово: Афанасьева А.В. по доверенности от 10.04.2015г. (на три года)

от Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, г.Москва: без участия м

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, г.Кемерово

на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 июля 2015 года  о прекращении производства по делу  №А27-8988/2015 (судья Конкина И.В.)

по заявлению Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН 1034205005020; ИНН 4207022150)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200705242; ИНН 4200000446),

соответчик: Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, г.Москва

о признании незаконным отказа, выразившегося в непринятии заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам

                                            

                                                У С Т А Н О В И Л:

 

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением,  уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  о признании незаконным отказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования в удовлетворении заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на апрель 2015 года от Кемеровской области в сумме 6 500 000  рублей на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в количестве 13 человек,  обязании  Федерального фонда обязательного медицинского страхования перечислить иные межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет Кемеровской области в установленном порядке в размере 6 500 000 рублей на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в количестве 13 человек, о признании  действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации о сроках подачи Заявок на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет Кемеровской области, незаконными.

Определением арбитражного суда от 10.06.2015г.  в качестве заинтересованного лица также привлечен Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).  

Определением Арбитражного суда Кемеровской области  от   17.07.2015г. производство по делу прекращено, в связи с неподвемомственностью спора арбитражному суду.

В апелляционной жалобе Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, полагая, неверным вывод суда об отсутствии  принадлежности настоящего спора к подведомственности арбитражного суда, поскольку связан с  деятельностью  Департамента, просит определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение арбитражный суд  Кемеровской области (уточнено представителем в суде апелляционной инстанции).

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области в представленном отзыве, просит  определение суда  оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На момент рассмотрения апелляционной жалобы отзыв от Федерального фонда обязательного медицинского страхования,  не поступил.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Федерального Фонда ОМС при имеющихся  явке и материалам дела.  

Судом первой инстанции установлено, что требования Департамента заявлены в соответствии  с положениями Порядка предоставления в 2014 году единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников (утверждено Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 №682) (далее - Порядок),  частей 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части полномочий Департамента по принятию заявлений от медицинских работников на предоставление единовременной компенсационной выплаты, заключения договоров на предоставление единовременной компенсационной выплаты, осуществляемой на основании заявки на предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС в бюджет Кемеровской области для последующего перечисления медицинским работникам.   

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции,  исходил из того, что спор возник  из межбюджетных отношений и носит публично - правовой характер, финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам  за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета  Федерального фонда и средств бюджета субъекта Российской Федерации не относятся к предпринимательской деятельности, также  принял во внимание, что положения  Бюджетного Кодекса Российской Федерации РФ не относят рассмотрение возникающих вследствие его применения вопросов к компетенции арбитражного суда.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).

Как установлено судом первой инстанции, Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области в отраслевую компетенцию которого входит проведение государственной политики и осуществление полномочий в сфере охраны здоровья населения, льготного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями населения на территории Кемеровской области (пункт 1.1 Положения о Департаменте,  утверждено  Постановлением Коллегии АКО 14.03.2007 №68).

Во исполнение положений Порядка предоставления в 2014 году единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников,  а также частей 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Департамент в 2014 году принимал заявления от медицинских работников на предоставление единовременной компенсационной выплаты, проводил проверку документов, заключал договоры на предоставление единовременной компенсационной выплаты, совместно с ТФОМС Кемеровской области направлял в ФОМС заявки на предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС в бюджет Кемеровской области для последующего перечисления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты, при поступлении иных межбюджетных трансфертов из бюджетов ФОМС и Кемеровской области перечислял медицинским работникам на счета, указанные в заявлениях о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Согласно Уставу Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998г. №857, Федеральный Фонд реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Согласно  статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными Федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спор возник из межбюджетных отношений и носит публично-правовой характер;  споры о выделении денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не относятся к предпринимательской деятельности. Бюджетный кодекс не предусматривает подведомственность подобных споров арбитражным судам (пункт 5 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, выделение бюджетных средств из бюджета одного уровня другому, в том  числе, в порядке, установленном  исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для исполнения возложенных на него полномочий по финансированию соответствующих   программ (применительно к предмету спора разработка и реализация программ развития здравоохранения), относится к экономической сфере  деятельности соответствующего органа, в Кемеровской области, таким органом в сфере охраны здоровья, является Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.

Оспариваемый отказ Федерального  Фонда ОМС  в удовлетворении заявки  на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС принят в сфере бюджетно-финансовых отношений и связан с экономической деятельностью Департамента как органа, на который возложены  полномочия по отраслевой компетенции по осуществлению деятельности в области здравоохранения; характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду.

При этом, судом первой инстанции, не принято во внимание,  заявление Департаментом  требований  и к Территориальному Фонду ОМС  в части признания действия, выразившегося в предоставлении недостоверной  информации о сроках подачи Заявок на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального Фонда ОМС, что также свидетельствует  об экономическом характере спора. 

Указанный правовой подход не противоречит  позиции  Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации в Постановлении Президиума от 26.02.2013 №12381/12, Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 06.03.2015г. №303-КГ15-92.

В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражными судами рассматриваются экономические споры, возникающие из публичных правоотношений, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, если такие акты затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Департамент вправе оспорить ненормативный акт, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия.

Доводы Территориального  ФОМС о том,  что межбюджетные  трансферты, предоставляемые ФФОМС в порядке и на условиях Закона №326-ФЗ имеет для Департамента строго целевое назначение, не могут быть использованы им в хозяйственной деятельности и не имеют отношения к имущественным правам Департамента, в связи с чем, не могут нарушать его законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм процессуального права; кроме того, установление совокупности условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия  на соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат установлению при рассмотрении заявления по существу (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, суд первой инстанции,  прекращая производство по делу, пришел  к ошибочному выводу о неподведомственности арбитражному суду данного спора.

Принимая во внимание установленные статьей 268 АПК РФ пределы рассмотрения дела апелляционным судом, а также полномочия (статья 272 АПК РФ), которыми наделен суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб на определения суда первой инстанции,  обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Кемеровской области.

Руководствуясь  статьей 156, пунктом 2 части 4 статьи 272, пунктом 4 части 1 статьи 270,   статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

                                             П О С Т А Н О В И Л: 

 

Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 июля 2015 года  о прекращении производства по делу  №А27-8988/2015 отменить.  

Направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд Кемеровской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                       Н.А.Усанина

Судьи                                                                                      Н.В. Марченко    

                                                                                                 А.Л. Полосин                                                                                                 

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу n А27-8705/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также