Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А27-2917/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                     Дело № А27-2917/2015

19 августа 2015 года

резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко Н. В.,

судей: Бородулиной И. И. Усаниной Н. А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Есиповым А. С. (до перерыва), помощником судьи Орловой Е. В. (после перерыва),

при участии:

от истца: Левенок Д. В.. доверенность № 11-15 от 22.04.2015 года (до перерыва),

от ответчика: без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19 мая 2015 года по делу № А27-2917/2015 (судья С.С. Бондаренко)

по иску открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (г. Москва, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)

к закрытому акционерному обществу «Электросеть» (г. Междуреченск, Кемеровская область, ОГРН 1087746413468; ИНН 7714734225)

о взыскании 2 309 071 руб. 20 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ОАО «ФСК ЕЭС») обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу «Электросеть» (далее – ЗАО «Электросеть») о взыскании 2 309 071 руб. 20 коп. стоимости фактически осуществленных мероприятий по подготовке, выдаче и согласованию технических условий.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19 мая 2015 года в удовлетворении иска отказано.

ОАО "ФСК ЕЭС", не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права; неправильным истолкованием закона.

В обоснование доводов жалобы указано на неправомерность вывода суда о непредставлении истцом доказательств фактического несения расходов; судом не конкретизировано, какие обстоятельства, документы могут служить доказательством фактического несения расходов по подготовке, выдаче и согласованию технических условий. Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 23.2 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 17 Правил технологического присоединения, указывает на возмездность оказания услуг по подготовке технических условий. По мнению заявителя, истец вправе определять своим внутренним приказом стоимость мероприятий по технологическому присоединению.

Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 13.08.2015 года в 10 час.20 мин.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО "ФСК ЕЭС" является сетевой организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В целях увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств на 92 МВт, ЗАО «Электросеть» направило в адрес истца заявку от 05.11.2013 № 08/02/ЗИФ/2141 на осуществление технологического присоединения (оферта договора № 63/13-ТП-М2).

30.12.2013 № М2/44/4806 ОАО «ФСК ЕЭС» направило проект договора об осуществлении технологического присоединения.

31.03.2014 письмом № 08/03/МР/525 ответчик аннулировал заявку технологического присоединения, указав на отказ заявителя  ОАО «МРСК Сибири» от заявки № 648/МР/05/13.

Истец полагая, что ответчик обязан возместить ему затраты, связанные с выполнением работ по заявке технологического присоединения, а именно расходы по подготовке, выдаче технических условий, исчислив их размер в сумме 2 309 071 руб. 20 коп., направил ответчику письма от 14.04.2014 N М2/6/1119, от 02.09.2014 № М2/6/2455 о подписании акта об оказании услуг.

Ответчик письмами от 11.06.2014 N 561/02-06/06, от 22.09.2014 N 1571/02-06/07 отказался возмещать расходы истца.

Ссылаясь на то, что ОАО «ФСК ЕЭС» осуществлены мероприятия по подготовке и согласованию с филиалом ОАО «СО ЕЭС» - ОДУ Сибири (Системный оператор) технических условий на технологическое присоединение новых электроустановок ПС 220 кВ Ускатская ЗАО «Электросеть» к электрическим сетям ОАО «ФСК ЕЭС», истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании стоимости фактически оказанных услуг в размере 2 309 071 руб. 20 коп. с НДС, определенной в соответствии с пунктом 6.1. Методических указаний по определению размера расходов за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ФСК ЕЭС», относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ОАО «ФСК ЕЭС»  от 11.02.2013 № 84, как произведение составляющей стоимости выполнения мероприятий по подготовке, выдаче технических условий и их согласованию с ОАО «СО ЕЭС» и величины максимальной мощности.

Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из непредставления истцом доказательств фактического несения им расходов.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по существу иска, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается.

Технологическое присоединение (далее - ТП) осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

Согласно пункту 3 Правил ТП ОАО "ФСК ЕЭС" (сетевая организация) обязано выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил ТП и наличия технической возможности ТП.

Названные правила регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение) и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор технологического присоединения).

В силу пункта 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 15 Правил в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Как следует из материалов дела, договор технологического присоединения между сторонами заключен не был.

С учетом указанных положений Правил и содержания заявки ответчика суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что действия истца по подготовке и согласованию технических условий осуществлялись им в процессе работы по заключению (подготовке проекта, согласования условий) договора технологического присоединения с ответчиком и не могут рассматриваться в рамках договорных отношений, регламентируемых главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов на подготовку, согласование с системным оператором и выдачу технических условий при аннулировании заявки на технологическое присоединение, за исключением положений пункта 30.4 Правил N 861, предусматривающего, что в случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А27-3402/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также