Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n 07АП-7190/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                              Дело № 07АП-7190/08

19 декабря 2008г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Журавлевой В.А.,

судей  Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Журавлевой В.А.

при участии: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2008г.

по делу №А45-15273/2008-41/339 (судья Емельянова Г.М.)

по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к открытому акционерному обществу «Новосибирский речной порт»

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Сибирское управление государственного железнодорожного надзора обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении ОАО «Новосибирский речной порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2008г. в удовлетворении требований Сибирского управления государственного железнодорожного надзора отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Сибирское управление государственного железнодорожного надзора обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

- неправильное применение судом норм материального права: Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-фз «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лицензированию подлежит и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно у опасным грузам на железнодорожном транспорте, и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: ОАО «Новосибирский речной порт» является грузополучателем опасных грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается товарными накладными и справкой; ев подъездных железнодорожных путях необщего пользования, которые согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» входят в железнодорожный транспорт РФ, Обществом систематически осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии Ространснадзора на указанный вид деятельности в нарушение пп.70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-фз «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В судебное заседание апелляционной инстанции, представители сторон не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть  апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции  подлежащим отмене по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 09 сентября 2008г. в отношении ОАО «Новосибирский речной порт» проведена проверка соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере железнодорожного транспорта.

В результате проверки составлен акт от 09.09.2008г. БД № 17, в котором установлен факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.

По результатам проверки 10.09.2008г. в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 254/юл.

Как указал в протоколе административный орган, Общество осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, не имея лицензии.

Указанный протокол и материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Принимая решение об отказе в привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Общества обязанности получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у юридического лица.

Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции относительно отсутствия оснований привлечения ОАО «Новосибирский речной порт» не основаны на нормах материального права.

В соответствии с п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года № 134.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или  оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Таким образом, привлечение к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Общество использует железнодорожные пути необщего пользования; факт осуществления ОАО «Новосибирский речной порт» своими силами и средствами выгрузки вагона с опасным грузом  без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.

Так, в соответствии с материалами административного дела, на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Новосибирский речной порт», находящегося по адресу: г. Новосибирск, Пристанский переулок, 5, согласно накладной от 14.08.2008г. № ЭТ 471216 была произведена выгрузка из вагона 79730354 топлива дизельного с температурой вспышки свыше 61 градуса, которое по классу опасности принадлежит к девятому классу опасности (аварийная карточка № 901).

Согласно справке ОАО «Новосибирский речной порт» за 2007 год выгрузил своими силами и средствами опасных грузов 61 вагон, за 1 полугодие 2008 года – 27 вагонов.

Под опасными грузами в соответствии с «Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года № 50 (ред. от 20.06.2002 г.) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Топливо для реактивных двигателей, выгрузку которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, относится к опасным грузам.

Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.

При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием

Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.

Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Горюче-смазочные материалы, получаемые Обществом, являются опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Таким образом, осуществляя слив ГСМ из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам именно на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.

В материалах дела имеется лицензия  № 35-ЭВ-000589(Ж) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, а также лицензия ВВТ-3 № 014073 от 27.07.2007г. на осуществление  погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.

Вместе с тем Общество лицензии на такой вид деятельности, как погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, как следует из материалов дела, не имеет.

Разгрузочная деятельность ОАО «Новосибирский речной порт» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение оказания услуг перевозки грузов, конечной целью которого является получение прибыли.

Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность получения лицензии на проведение работ по погрузке-выгрузке применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в силу того, что оно имеет лицензию ВВТ-3 № 014073 от 27.07.2007г. на осуществление  погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, признан судом апелляционной инстанции не обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указанная лицензия, на которую ссылается Общество, не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку она разрешает проведение погрузочно-разгрузочных работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.

Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года № 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

С учетом изложенного, выводы суда об отсутствии вины ОАО «Новосибирский речной порт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, являются ошибочными.

Частью 6 статьи 205, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и пределы рассмотрения дела в порядке административного производства.

Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.

В нарушение требований статьи 205 АПК РФ, судом первой инстанции  необоснованно сделан вывод об отсутствии основания для привлечения ОАО «Новосибирский речной порт» к административной ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта доказан состав административного правонарушения в действиях ОАО «Новосибирский речной порт», ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

С учетом требований ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным обстоятельством, влекущим прекращение административного производства. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок для привлечения ОАО «Новосибирский речной порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, истек, что исключает возможность принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение не подлежит отмене.

С учетом изложенного, руководствуясь  ч. 3 ст. 156,  п.1 ст. 269,  ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса   Российской Федерации,  суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2008 года по делу № А45-15273/2008-41/339 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                                В.А. Журавлева

Судьи                                                                                               Л.И. Жданова

М.Х. Музыкантова

 

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n  07АП-7124/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также