Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n 07АП-5099/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП- 5099/08 11 сентября 2008 г. Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008г. Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2008г. Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Журавлевой В.А. судей Музыкантовой М.Х., Нагишевой О.Б. при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х. при участии: Сапелкина В.С., доверенность от 28.02.2008 г. (3 года); Стребковой И.С., доверенность от 14.01.2008 г. (до 31.01.2009 г.) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.07. 2008 года по делу №А03- 3502/2008-18 (судья Емельянова Г.М.) по заявлению государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края «Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление» к Межрайонной Инспекции ФНС №3 по Алтайскому краю о признании недействительным решения №РА-10-031 от 12.12.2007г., УСТАНОВИЛ: Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края «Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее ГУП «Алтайское ДРСУ», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС №3 по Алтайскому краю (далее Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения №РА-10-031 от 12.12.2007г. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.07.2008г. заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 616 884 руб., 84 коп., пени в сумме 198 457, 20 руб., штрафа в сумме 318 769, 43 руб., НДС в сумме 847 022, 96 руб., пени в сумме 29 980 руб. и штрафа в сумме 84 559, 98 руб.. Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции, налоговый орган обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям: - признавая контрагентов ГУП «Алтайское ДРСУ» зарегистрированными в ЕГРЮЛ, суд не принял во внимание доводы налогового органа о несоответствии данных, указанных в счетах-фактурах, договорах данным, содержащимся в ЕГРЮЛ; недобросовестность налогоплательщика подтверждена материалами выездной проверки; документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование права на применение налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию; - судом не дана оценка факту покупки экскаватора у ООО «Триал», который согласно данных государственной инспекции Гостехнадзора не зарегистрирован; - доводы, изложенные в мотивировочной части решения суда, не соответствуют резолютивной части решения; - суд не применил положения п. 4 ст. 267 НК РФ. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на её удовлетворении. Представитель заявителя в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, считая требования апеллянта необоснованными, решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.07.2008г. подлежащим изменению в обжалуемой части по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ГУП «Алтайское ДРСУ», по результатам которой принято решение №РА-10-031 от 12.12.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Полагая указанное решение Инспекции незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установления факта правомерности переноса налогоплательщиком суммы созданного резерва по налогу на прибыль; непредставления налоговым органом доказательств получения Предприятием необоснованной налоговой выгоды в части взаимоотношений с контрагентами ООО «Регионэнергоресурс», ООО «Никсан», ООО «Триал». В соответствии с пп.1 абз.2 ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в том числе расходов на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (подпункт 9 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 267 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Согласно пункту 2 данной статьи налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. В соответствии с пунктом 5 статьи 267 Кодекса сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на осуществление ремонта по товарам (работам), реализованным с условием предоставления гарантии, может быть перенесена им на следующий налоговый период. При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода. С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности формирования Предприятием резерва на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и ремонту в случае, если факт расходования указанного резерва может наступить в последующих годах, предусмотрев это в своей учетной политике; переноса на следующий налоговый период суммы резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, доказательств обратного налоговым органом в материалы дела не представлено. В силу п.1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные, то есть экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, и документально подтвержденные затраты – подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, носят заявительный характер, в связи с чем именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность уменьшения налогооблагаемой прибыли, в том числе путем представления документов, отвечающих критериям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом документы, подтверждающие расходы, должны отражать достоверную информацию и в силу ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» оформляться первичными учетными документами. Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость подлежат применению налогоплательщиками в соответствии с положениями ст.ст. 171, 172 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Нормами статьи 169 НК РФ установлены требования, которым должен соответствовать счет-фактура. В частности счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ). В силу прямого указания п.2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Из взаимосвязанных положений ст.ст. 169, 171, 172, 247, 252, НК РФ следует, что налоговые вычеты, произведенные налогоплательщиком, расходы в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль осуществляются в отношении реальных хозяйственных операций с реальными товарами; при этом при решении вопроса о правомерности применения налоговых вычетов учитываются не только наличие полного пакета документов, предоставляющих право на вычет, но и результаты мероприятий налогового контроля по достоверности и непротиворечивости представленных документов, оценивается не только формальное соответствие представленных документов требованиям закона, но и действительное наличие тех обстоятельств, с которыми Налоговый Кодекс РФ связывает предоставление права как на возмещение НДС из бюджета, так и признания обоснованности и документальной подтвержденности произведенных расходов. При этом, в силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Как установлено в ходе налоговой проверки, поставщики товаров ООО «Триал», ООО «Никсан», ООО «Регионэнергоресурс» в ЕГРЮЛ не значатся, на налоговом учете не состоят и не состояли, ИНН, указанный в счетах-фактурах, представленных Предприятием на проверку, им не присваивался, по адресам, указанным в указанных счетах-фактурах, организации не находятся, что подтверждено ответами Инспекций. Доказательств, опровергающих указанные факты, Предприятием в материалы дела не представлено. В соответствии с действующим законодательством регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами. Факт регистрации юридического лица публично подтверждает реальность существования и правоспособность участника гражданского оборота. Таким образом, организация, не прошедшая регистрацию в установленном законом порядке в качестве юридического лица, вследствие чего и не прошедшая регистрацию как налогоплательщик, не может являться участником гражданских правоотношений. Заявитель не предпринимал каких-либо действий для установления правоспособности своих контрагентов, то есть не проявил необходимой доли разумности и добросовестности в отношениях с контрагентами и, как следствие, понес для себя негативные последствия в виде отказа налогового органа признать обоснованным его право на включение понесенных затрат по оплате стоимости услуг в расходы при налогообложении прибыли, а также на применение налогового вычета по НДС. Указанные доказательства, положенные налоговым органом в основу оспариваемого решения свидетельствует о том, что представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения и не могут являться документальным подтверждением экономической оправданности и обоснованности произведенных предприятием расходов в целях уменьшения доходов для исчисления налога на прибыль и заявления права на сумму НДС к вычету по указанным поставщикам. С учетом изложенного, заявленная налогоплательщиком налоговая выгода не может быть признана обоснованной, поскольку получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом ссылка суда первой инстанции на то, что в материалы дела представлены заверенные Инспекцией выписки из ЕГРЮЛ указанных контрагентов, что свидетельствует о их действительности, признается судом апелляционной инстанции необоснованной ввиду того, что указанные данные ЕГРЮЛ ООО «Триал», ООО «Никсан», ООО «Регионэнергоресурс» не соответствуют данным (ИНН, адреса, сведения о руководителях), содержащимся в представленных на проверку счетах - фактурах, договорах. Суд апелляционной инстанции также принимает доводы налогового органа об ошибочности признания недействительным решения налогового органа по налогу на прибыль в сумме 1 616 884 руб. 84 копейки, поскольку согласно оспариваемому решению налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 1 581 168 руб. 83 коп. Учитывая несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ), подтверждение материалами дела факта неправомерного предъявления НДС к вычету и включения в состав расходов сумм по контрагентам ООО «Триал», ООО «Никсан», ООО «Регионэнергоресурс», принятое судом первой инстанции решением в части признания незаконным решения Инспекции в указанной части подлежит изменению. Государственная пошлина по делу по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. В нарушение указанной нормы, суд первой инстанции, удовлетворив заявления Предприятия частично, в резолютивной части решения указывает на взыскание государственной пошлины в размере 2 000 рублей с Инспекции, то есть в полном объеме. Руководствуясь Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n АП-5046/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|