Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n  07АП-4259/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                             Дело №  07АП-4259/08

“11”  августа  2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа  2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  11 августа  2008 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой,

судей: Л.И. Ждановой, В.А.Журавлевой

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Л.И. Ждановой

при участии в заседании:

от заявителя:  без участия (извещен)

от ответчика:  Ивановой И.В. по доверенности от 14.01.2008 г. № 1

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России  № 3 по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края  от 21.05.2008 года

по делу  № А03-4420/2008-4 (судья Старцева М.В.)

по заявлению Краевого государственного учреждения «Алтайский лесхоз» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России  № 3 по Алтайскому краю

о признании недействительным решения от 18.04.2008 г. и обязании произвести государственную регистрацию юридического лица  в связи с его ликвидацией,

УСТАНОВИЛ:

Краевое          государственное учреждение «Алтайский Лесхоз» (далее - заявитель, КГУ «Алтайский Лесхоз») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Алтайскому краю (далее – МИФНС России № 3 по Алтайскому краю, Инспекция, налоговый орган) от 18.04.2008 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности юридического лица при его ликвидации по решению учредителей и обязании налогового органа произвести государственную регистрацию КГУ «Алтайский Лесхоз» в связи с его ликвидацией.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 года  требования заявителя  удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы податель указал на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель явку  своего представителя   в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  РФ  суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя  заявителя.

Заслушав представителя  МИФНС России № 3 по Алтайскому краю, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, администрацией Алтайского края принято постановление от 29.08.2007 г. № 390 «О ликвидации краевого государственного учреждения «Алтайский Лесхоз».

Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидационный баланс КГУ «Алтайский Лесхоз» утвержден Управлением лесами Алтайского края как полномочным органом, выступающим от лица учредителей на основании пункта 1.2. Устава учреждения, и 10 апреля 2008 г., и зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Алтайскому краю.

11.04.2008 г. ликвидатором учреждения в адрес Инспекции переданы документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с перечнем, установленным статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 30).

Решением от 18.04. 2008 г. налоговый орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по мотиву непредставления ликвидационного баланса.

Основанием отказа в государственной регистрации заявителя в связи с его ликвидацией явилось неотражение в представленном ликвидационном балансе задолженности по обязательным платежам в бюджет.

В связи с чем, КГУ «Алтайский Лесхоз» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя и признавая решение налогового органа недействительным, исходил из того, что пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что достоверность сведений, касающихся соблюдения порядка ликвидации юридического лица, подтверждается в заявлении лица, обратившегося за государственной регистрацией, на основании чего налоговый орган не должен проверять достоверность представленных документов и соответствие их закону.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации. Данный перечень является исчерпывающим.

В силу пункта 4 статьи 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.

Регистрирующий орган не наделен правом правовой проверки представленных на регистрацию документов, за исключением соответствия их форме и содержанию установленным нормативными актами формам, по существу регистрирующий орган лишь фиксирует факт прекращения юридического лица.

Статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что достоверность сведений, касающихся соблюдения порядка ликвидации юридического лица, подтверждается в заявлении лица, обратившегося за государственной регистрацией.

Суд первой инстанции правомерно установил, что по существу налоговый орган должен проверить состав (комплектность) представленных для государственной регистрации документов, а не их содержание, достоверность и соответствие Закону.

Поскольку документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представлены в полном объеме, а оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что регистрирующий орган обязан был внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации КГУ «Алтайский Лесхоз».

Доводы Инспекции о том, что в адрес заявителя выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафов, по которому задолженность учреждения по налоговым платежам не была погашена ликвидационной комиссией, и ликвидационный баланс учреждения в этой связи содержит недостоверную информацию, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.

На основании пункта 30 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26. 03. 2007 г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» бухгалтерская отчетность организаций состоит, в том числе из: бухгалтерского баланса. В соответствие с пунктом 78 данного Приказа суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Обязанность по своевременному списанию дебиторской и кредиторской задолженности закреплена также Письмом Минфина РФ от 12.01.2006 г. № 07-05-06/2. Указанные в требовании от 13.09.2007 г. суммы пени в размере 654 932 рублей 34 копеек относились к налоговому периоду 2004 года, по которому у налогового органа истек срок на принудительное взыскание налогов, пени и штрафов.

Данный вывод основан на положениях статьи  46 НК РФ, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя в           банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух  месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента), организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Положения  вышеуказанной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога. За весь период начисления пени, а также процедуры ликвидации налоговым органом не принималось мер к принудительному взысканию налогов и сборов, в связи с чем, срок принудительного взыскания указанных платежей истек.

Таким образом, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерном списании налогоплательщиком  суммы налоговой задолженности периода 2004 г. из соответствующих строк бухгалтерского баланса, в связи с чем, суд сделал  правильный вывод о достоверности представленного ликвидационного баланса.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, для пересмотра которых у суда апелляционной инстанции нет оснований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Алтайскому краю   подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение    Арбитражного    суда    Алтайского   края    от  21.05.2008  года  по  делу

№ А03-4420/2008-4    оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Алтайскому краю государственную пошлину в доход Федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

            Председательствующий                                          М.Х.  Музыкантова

               Судьи                                                          Л.И.   Жданова

В.А.  Журавлева

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n 07АП-243/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также