Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n 07АП-4261/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                           Дело № 07АП-4261/08

11 августа 2008г.

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2008г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Солодилов А. В.,

судей:                                Хайкиной С. Н.,

Залевской Е. А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е. А.,

при участии:

от заявителя: Буянов Е. Н., дов. от 28.03.2008г.;

от заинтересованных лиц: не явились;

от третьего лица: Потапова Е. В., дов. от 27.08.2007г.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Больница Медицинский центр «Интервал»

на решение Арбитражного суда Алтайского края от  21.05.2008г.  (судья М.В.Старцева)

по делу №А03-3311/08

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Больница Медицинский центр «Интервал»

к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Администрации Алтайского края г. Барнаула

о признании незаконным бездействия государственного органа

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда Алтайского края от  21.05.2008г. заявление общества с ограниченной ответственностью «Больница Медицинский центр «Интервал» (далее – ООО «Больница Медицинский центр «Интервал», общество, апеллянт, податель жалобы, заявитель) г. Барнаул о признании бездействия Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее по тексу - Управление) по обращению заявителя незаконным и обязании Администрации Алтайского края включить заявителя в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, являющийся приложением 4 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 г. по делу № АОЗ-3311/08-4 полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявления ООО «Больница Медицинский центр «Интервал» по изложенным в жалобе основаниям.

В отзывах на апелляционную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края, а также Администрация Алтайского края не соглашаются с доводами апеллянта по изложенным в отзывах основаниям, просят суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители общества и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания ответчики, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Выслушав представителей общества и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 21.05.2008г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, что 15.01.2008г. Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности издано распоряжение № 18 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2003г. №255 о создании комиссии для рассмотрения поданных организациями здравоохранения в Главное управление заявок на участие в сфере обязательного медицинского страхования.

17.01.2008г. данной комиссией была рассмотрена заявка Общества, что подтверждается соответствующим протоколом.

Из протокола заседания комиссии от 17.10.2008г. следует, что бюджеты Алтайского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края приняты 14.11.2007г. и 05.10.2007г. соответственно, то есть до обращения Общества с заявкой. В этой связи Обществу было отказано о включении его в систему обязательного медицинского страхования на очередной 2008 год.

В апелляционной жалобе заявитель просит суд отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО «Больница Медицинский центр «Интервал», поскольку считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значе­ние для дела, и неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Нарушение норм процессуального права заявитель усматривает в том, что, по его мнению, в нарушение ч. 3 ст. 189 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) имело место переложение бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для бездействия, и законности оспариваемого бездействия на заявителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания законности оспа­риваемого бездействия государственных органов, возлагается на органы, которые совер­шили оспариваемое бездействие.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспа­риваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Суд апелляционной инстанции считает, что заинтересованными лицами доказа­ны законность оспариваемых действий (бездействия), наличие полномочий на их совер­шение и обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых дейст­вий (бездействия), что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и пояснениями сторон. В связи с этим доводы заявителя о нарушении норм процессуаль­ного права - ч. 3 ст. 189, ч. 5 ст. 200 АПК РФ являются необоснованными.

Необоснованными являются также доводы заявителя о нарушении судом норм ма­териального права, выразившемся в не применении ст. 20 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», п. 5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, п. 5.5 Правил обязательного медицин­ского страхования граждан в Алтайском края и в неправильном применении п. 10 Поста­новления Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255.

В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» медицинскую помощь в сис­теме медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицин­ского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования.

В соответствии с п. 5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 03.10.2003 № 3856/30-3/и, медицинскую помощь в системе обязательного ме­дицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственно­сти, имеющие соответствующие лицензии.

Аналогичная норма содержится в п. 5.1 Правил обязательного медицинского стра­хования граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Ал­тайского края от 30.05.2003 № 284.

Все вышеуказанные нормативные правовые акты указывают, что меди­цинскую помощь в системе медицинского страхования, в том числе обязательного меди­цинского страхования, могут оказывать медицинские учреждения любой формы соб­ственности. Однако данные нормы права не регулируют порядок включения негосудар­ственных медицинских учреждений в перечень организаций здравоохранения, работаю­щих в системе обязательного медицинского страхования. Данные нормы права не явля­ются правовым основанием для признания незаконным либо установления законно­сти бездействия Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фарма­цевтической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан от 22.06.1993 № 5487-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государствен­ных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской по­мощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.

Согласно совместному разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, данному в письме № 5922-ВС и № 5784/20-н от 06.08.2007 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Россий­ской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год», территориальная про­грамма включает в себя перечни организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов.

Таким образом, полномочиями по определению перечня медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, обладают органы госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации.

Администрацией Алтайского края 25.01.2008 принято постановление № 35 «Об ут­верждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году и порядка взаимодействия субъектов лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края», приложением № 4 к которой является перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок разработки и финансирования выполнения заданий по обеспечению госу­дарственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицин­ского страхования, а также контроля за их реализацией установлен Положением о разра­ботке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 №255.

Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2003 № 255. В соответствии с данным нормативным документом разработка и установление заданий на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом ОМС и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.

Данным Положением предусмотрено, что иные организации здравоохранения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, также могут направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения. Пунктом 7 Положения установлено содержание таких предложений. Они должны включать в себя:

а)   объемы медицинской помощи, выраженные в следующих показателях: количество прикрепленного населения и (или) количество посещений -

для амбулаторно-поликлинической помощи;

количество пролеченных больных, количество проведенных ими койко-дней по профилям стационарных отделений и средняя длительность пребывания на койке - для стационарной помощи;

количество пролеченных больных, количество дней лечения и средняя длительность лечения - для медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических организаций (подразделений) и стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных организаций;

количество вызовов и количество случаев оказания медицинской помощи - для скорой медицинской помощи;

б)   объемы финансирования выполнения заданий.

Рассмотрение поступивших от учреждений здравоохранения предложений и разработка для них соответствующих заданий осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации путем определения соответствия планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год (пункт 10 Положения).

Таким образом, формирование территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено законодателем к компетенции субъекта Российской Федерации, который, руководствуясь федеральным законодательством, самостоятельно формирует государственную программу

В соответствии с п. 4 Положения задания на уровне субъекта Российской Федера­ции разрабатываются и устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фон­дом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.

Согласно п. 6 Положения организации здравоохранения, подведомственные органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и орга­нам местного самоуправления в сфере здравоохранения, подготавливают предложения по разработке заданий

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n 07АП-4271/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также