Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2008 по делу n А27-1871/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                      Дело №07АП-3165/08 (А27-1871/2008-5)

23 июня 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2008

Полный текст постановления изготовлен  23.06.2008

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Терехиной И.И.

судей: Лобановой Л.Е.,  Чеклюевой Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Чеклюевой  Л.Ф.

при участии:

от истца:                 Бабича В.П., Белоусова А.В.

от ответчика:          без участия

от третьих лиц:       без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управление Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области на решение  Арбитражного суда  Кемеровской области от 09.04.2008  по делу №А27-1871/2008-5 по заявлению конкурсного управляющего ОАО «Нефтемаш» Бабича В.П. к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, при участии третьих лиц: Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральной собственностью по Кемеровской области о признании незаконным отказа  (судья  Гуль Т.И.)

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (далее ОАО) «Нефтемаш» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (с учетом уточнений – т.1, л.д.139, протокол судебного заседания) о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (далее Управление ФРС) в государственной регистрации права собственности и устранение нарушения его прав и законных интересов в виде совершения действий , направленных на регистрацию за ним права собственности на объект незавершенный строительством.

Отказ выражен в сообщении регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области № 01/215/2007-181 от 15.01.2008 г.

Определениями от 26.02.2008, 13.03.2008 судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральной собственностью по Кемеровской области (т.1 л.д.71, 77).

Решением суда первой инстанции от 09.04.2008 (резолютивная часть объявлена 02.04.2008) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Управление ФРС в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что: 

- право собственности ОАО «Нефтемаш» на основании представленных на государственную регистрацию документов - решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.01.1993 № 9, Плана приватизации государственного предприятия «Нефтемаш» не возникло, поскольку вышеуказанный объект недвижимого имущества в план приватизируемого комплекса не входил;

- согласно представленным на регистрацию заявителем правоустанавливающим документам невозможно установить объект недвижимого имущества, подлежащий приватизации;

- суд неправильно применил нормы ст.201 АПК РФ, признав отказ регистрационной службы недействительным и рассмотрев его в качестве ненормативного правового акта государственного органа.

- в нарушение п.5 ст. 170 АПК РФ суд не отразил в резолютивной части решения вывод об отказе или удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа Управления ФРС в государственной регистрации права собственности, самостоятельно изменив заявленное ОАО «Нефтемаш» требование.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании просили решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, в том числе по следующим основаниям:

- объект незавершенного строительства включен в уставный капитал приватизируемого предприятия в соответствии с п.4 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ №66 от 29.01.1992; это подтверждается актом оценки величины уставного капитала (приложение 9) и актом оценки незавершенного строительства (приложение 2) к плану приватизации;

- доводы о невозможности установления объекта недвижимого имущества, подлежащего приватизации, и о противоречиях в документах, представленных на государственную регистрацию  не отвечают требованиям материальных и процессуальных норм права, поскольку данные доводы не были основанием для отказа в государственной регистрации; в акте оценке незавершенного строительства к плану приватизации указано наименование – гараж и его стоимость на момент приватизации;

- никаких нарушений норм  процессуального права судом не допущено; отказ в государственной регистрации права может быть оспорен только в порядке, установленном ст.198 АПК РФ; отказ в государственной регистрации права оформлен в виде сообщения об отказе от 15.01.2008; суд правомерно исследовал все обстоятельства, имеющие  значение для дела и удовлетворил требования о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности.    

Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Управления ФРС, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 09.04.2008, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции отмене  не подлежит.

Из материалов дела следует, что сообщением Управления ФРС №01/215/2007-181 от 15.01.2008 ОАО «Нефтемаш» было отказано в регистрации права собственности на объект незавершенный строительством, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, Ленинский район, ул.Терешковой, д.45.

ОАО «Нефтемаш», полагая, что отказ Управления ФРС в регистрации права собственности  на объект незавершенного строительства является незаконным и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что анализ представленных правоустанавливающих документов с учетом дополнительного подтверждения Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области факта о включении объекта незавершенного строительства в уставный капитал общества, свидетельствует о наличии у регистратора оснований для проведения государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства, обозначенного заявителем.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам  дела и не противоречат действующему законодательству.

Как видно из материалов дела, суд первой инстанции по результатам изучения фактических обстоятельств пришел к выводу, что требование ОАО «Нефтемаш» заявлено в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ, что не оспаривается им в отзыве на апелляционную жалобу.

В соответствии с п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта, если установит, что оспариваемый акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (п.1 ст.65 АПК РФ).

В силу ст.ст.9, 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрирующий орган обязан проверять законность представленных на государственную регистрацию документов.

Содержание сообщения об отказе в государственной регистрации (т.1 л.д.11) свидетельствует о том, что основанием для отказа в регистрации права собственности на объект незавершенный строительством явились сведения, изложенные в подпункте 1 пункта 8 раздела 2 Плана приватизации, следующего содержания:  «Укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации:  незавершенное строительство  всего: 673, 0 тыс. руб.» (т.1 л.д.21). Учитывая данные сведения, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что право собственности ОАО «Нефтемаш» на основании представленных на государственную регистрацию документов – решения  Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области №9 от 25.01.1993, Плана приватизации Государственного предприятия «Нефтемаш» не возникло, поскольку  спорный объект  недвижимого имущества  в состав приватизируемого имущества не входил.

Вместе с тем, как установил суд первой инстанции  сведения, содержащиеся в решении Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, а также в иных пунктах Плана приватизации, в приложениях, являющихся его неотъемлемой частью, позволяли регистратору сделать вывод о включении стоимости незавершенного строительства в величину уставного капитала вновь образуемого акционерного общества.

Так, согласно п.3 решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области №9 от 25.01.1993 (т.1 л.д.18) уставный капитал ОАО «Нефтемаш», определенный в соответствии с  Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации с учетом требований, изложенных в ч.5.1. Указа Президента №721, составляет 1 260 000 руб.

Из Акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.10.1992г. (приложение №9 к плану приватизации – т.1 л.д. 37) следует, что при  определении величины  в размере 1 260 000 руб. в уставный капитал включалась стоимость незавершенного строительства – 673 тыс. руб.

План приватизации и решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области №9 от 25.01.1993  не содержат сведения об объектах, в том числе незавершенного строительства, в отношении которых было принято решение об их сохранении в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, справкой №1-6-22/1157 от 30.11.2007, также представленной заявителем для регистрации права собственности, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области подтвердил  факт включения в уставный капитал ОАО «Нефтемаш»  объекта незавершенного строительства – гаража согласно приложению №9 (т.1 л.д.136).

Таким образом, совокупностью представленных на регистрацию правоустанавливающих документов с учетом справки Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области подтверждено  включение объекта незавершенного строительства в уставный капитал общества, что свидетельствует о наличии оснований для проведения государственной регистрации права собственности заявителя.

Ссылки в апелляционной жалобе на противоречия в представленных на регистрацию документах, приписки в п.5 Плана приватизации являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не были указаны в качестве  оснований  для отказа в регистрации права собственности.    

Признание судом первой инстанции недействительным сообщения Управления ФРС об отказе в государственной регистрации от 15.01.3008 №01/215/2007-181 с обязанием Управления ФРС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Нефтемаш»  (при заявленном требовании о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства)  не может являться нарушением норм процессуального права, на которые ссылается податель жалобы как на основание для отмены обжалуемого решения, в связи с тем, что  иного (кроме установленного главой 24 АПК РФ) порядка обжалования отказа в  государственной регистрации права собственности не предусмотрено.

На основании изложенного,  апелляционная жалоба Управление ФРС удовлетворению не подлежит.  

Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.04.2008  по  делу  №А27-1871/2008-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                          И.И. Терехина

Судьи                                                                                                         Л.Е. Лобанова

                                                                                                                    Л.Ф. Чеклюева

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2008 по делу n 07АП-3198/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также