Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n 07АП-1052/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/аСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г.Томск, ул.Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Томск Дело №07АП-1052/08 16 июня 2008 г. Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2008 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Усаниной Н.А., судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А. при участии в заседании: от заявителя: Летягин Е.М. по доверенности №431 от 29.08.2007г. (на 1 год) от ответчика: Бердников Д.В. по доверенности от 20.01.2006г. (до 20.01.2009г.) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 декабря 2007г. по делу № А45- 14546/2007-46/370 (судья Чернова О.В.) по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрофикации «Новосибирскэнерго» к Мэрии города Новосибирска о признании незаконными действий, У С Т А Н О В И Л: Открытое акционерное общество энергетики и электрофикации «Новосибирскэнерго» (далее – ОАО «Новосибирскэнерго», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Мэрии г.Новосибирска (далее – Мэрия, ответчик) о признании незаконными действий, заключающиеся в отказе согласования и утверждения границ земельного участка, на котором расположено сооружение теплотрасса с инвентарным номером 184367 незаконным и обязании Мэрии г.Новосибирска изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, занятого теплотрассой с инвентарным номером 184367 и утвердить проект его границ для последующего предоставления ОАО «Новосибирскэнерго» на праве аренды. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 декабря 2007 года заявленное требование удовлетворено. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия г. Новосибирска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.12.2007г. отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества по основаниям отсутствия у Мэрии полномочий на ведение государственного земельного кадастра и изготовление кадастровых карт (плана), которыми наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; действующим законодательством не установлены нормы предоставления земельных участков для размещения и обслуживания теплотрасс, в связи с чем проект территориального землеустройства выполнен с нарушением требований ст.33 Земельного Кодекса РФ и ст.8 Федерального Закона «О землеустройстве». Представитель Мэрии г.Новосибирска в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным и настаивал на ёё удовлетворении. Общество в отзыве (представлен в суд 05.06.2008г.), его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, считают, что обязанность органа местного самоуправления по обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) и согласованию проекта границ земельного участка установлена п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ; пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утверждено Постановлением Правительства РФ №514 от 11.06.2007г. предусмотрено обращение в Федеральную службы земельного кадастра РФ для утверждения землеустроительной документации, но после согласования данных документов с органом местного самоуправления, не согласование и не утверждение Мэрией проекта границ земельного участка, занятого теплотрассой, создает препятствие в осуществлении заявителем предпринимательской деятельности. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части по следующим основаниям. Как установлено материалами дела, ОАО «Новосибирскэнерго» принадлежит на праве собственности сооружение- теплотрасса , протяженностью 1545,0 метров с инвентарным номером 184367, расположенное по адресу: г.Новосибирск, Центральный район, ул.Толстого, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.10.2005г. выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (л.д.9, т.1). 05.06.2007г. Общество обратилось в Мэрию г.Новосибирска с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, занятого вышеуказанной теплотрассой и необходимого для ее использования, утверждении границ земельного участка для последующего предоставления на праве аренды (л.д.10,т.1). Письмом от 13.07.2007г. Мэрией г.Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношения затребовано предоставление проекта территориального землеустройства , выполненного лицензированной организацией и согласованного в установленном порядке (л.д.12, т.1). Во исполнение данного письма 07.08.2007г. Обществом в адрес Мэрии направлен проект территориального землеустройства по теплотрассе с инвентарным №184367, выполненный ООО «Геокад плюс» (л.д. 14,т.1). Письмом от 16.08.2007г. исх. №01-4502 Мэрия г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска сообщило Обществу об отклонении от согласования представленного проекта территориального землеустройства по теплотрассе с инвентарным номером 184367 по основанию отсутствия порядка определения и утверждения границ земельных участков, используемых для эксплуатации теплотрасс вследствие чего, не представляется возможным обеспечить изготовление кадастрового плана земельного участка, занятого теплотрассой и утвердить проект границ земельного участка (л.д.13, т.1). Полагая, что действия Мэрии, выразившееся в письме от 16.08.2007г. не соответствуют положениям Земельного Кодекса РФ, нарушают права и законные интересы Общества, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании указанных действий незаконными и обязании Мэрии изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, занятого теплотрассой, утвердить проект его границ для последующего предоставления в аренду. Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оснований отказа нормам ст. 271 ГК РФ, ст.ст. 22, 27, 36 Земельного Кодекса РФ и лишающих Общество возможности обратиться в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для дальнейших действий по согласованию землеустроительной документации и передачи земельного участка во владение ОАО «Новосибирскэнерго». Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя о признании действий Мэрии г.Новосибирска, выраженного в письме от 16.08.2007г. незаконными соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. В соответствии со ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент осуществления оспариваемого действия) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В соответствии с п. 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 514 по исполнение ст.23 ФЗ от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти; документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности, согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства. Таким образом, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка обязанность по установлению индивидуализирующих признаков земельного участка, обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) лежит на органе местного самоуправления. Из содержания названной статьи следует, что изготовление кадастровой карты и утверждение проекта границ земельного участка производится на основании заявления об изготовлении кадастровой карты и утверждении границ. Материалами дела подтверждается, что заявитель обратился в Мэрию города Новосибирска с заявлением (от 05.06.2007г., л.д. 10, т.1) в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ. ОАО «Новосибирскэнерго» является собственником объекта недвижимости- сооружение-теплотрасса, протяженностью 1545,0 м., расположенного на испрашиваемом земельном участке (л.д.9, т.1). Кадастровая карта (план) данного земельного участка отсутствует. В связи с чем, ОАО «Новосибирскэнерго» правомерно обратилось в Мэрию г.Новосибирска с заявлением об установлении границ земельного участка и изготовлении его кадастровой карты (плана). При указанных обстоятельствах у Мэрии г.Новосибирска возникла обязанность в месячный срок обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) указанного земельного участка и утвердить проект его границ, возложение на Мэрию данной обязанности действующим на момент принятия письма от 16.08.2007г. земельным законодательством представителем ответчика в суде апелляционной инстанции не оспаривалось. Доводам Мэрии об отсутствии порядка определения и утверждения границ земельных участков, используемых для эксплуатации теплотрасс, поддержанных ответчиком и в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, как не основанных на нормах земельного законодательства пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки которой, у суда апелляционной инстанции не имеется В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из приведенной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц. Отказ Мэрии г.Новосибирска от согласования проекта территориального землеустройства, выраженный в письме от 16.08.2007г. №01-4502 не соответствует статье 36 Земельного Кодекса РФ и влечет нарушение прав Общества на приобретение прав на земельный участок, предоставленных п.1 ст. 36 настоящего Кодекса. В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты орган местного самоуправления обеспечивает ее изготовление. Поскольку указанной нормой материального права не предусмотрено обязание органа местного самоуправления совершить определенное действие, возложение в резолютивной части решения на Мэрию г.Новосибирска обязанности изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, не соответствует п.7 ст. 36 ЗК РФ, и в этой части доводы апелляционной жалобы о не наделении Мэрии г.Новосибирска полномочиями по изготовлению кадастровой карты (плана), а лишь осуществление в силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ обеспечения изготовления такой карты (возложение ЗК РФ на момент совершения оспариваемого действия обязанности по обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) на орган местного самоуправления, представителем Мэрии г.Новосибирска в суде апелляционной инстанции не оспаривалось), являются обоснованными, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит изменению и изложению в следующей редакции обязать Мэрию г.Новосибирска обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, занятого теплотрассой с инвентарным номером 184 367, в остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя- Мэрию г. Новосибирска, уплачены при подаче жалобы. Руководствуясь ст. 110, п. 2 ст. 269, п. 4 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 декабря 2007 года по делу №А45-14546/2007-46/370 изменить, изложив в следующей редакции: Обязать Мэрию г.Новосибирска обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, занятого теплотрассой с инвентарным номером 184 367 и утвердить проект его границ для последующего предоставления ОАО «Новосибирскэнерго» на праве аренды. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Председательствующий Н.А. Усанина Судьи Л.И.Жданова В.А.Журавлева Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n 07АП-2969/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|