Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n 07АП-2520/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                       Дело № 07АП- 2520/08

«23» мая 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008г.

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2008г. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Ждановой Л. И.

судей  Журавлевой В.А., Усаниной Н. А.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть», с. Топчиха Алтайского края

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 04 марта 2008 года по делу № А03-13/08-10 (судья Дружинина Н. М.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть», с. Топчиха Алтайского края

к  Алтайскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Барнаул

о признании незаконным предписания № 48 от 21.09.2007 года,

 

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Транснефть» (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Управление) о признании незаконным предписания № 48 от 21.09.2007 года.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.03.2008 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.03.2008 года отменить и принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:

- Постановлением Правительства РФ от 02.10.2007 года № 631 и № 632 АЗС исключены из числа пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов, в связи с чем, деятельность по эксплуатации АЗС не подлежит лицензированию, следовательно, на АЗС не распространяются положения Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

- поскольку срок для исполнения предписания истек после вступления в силу указанных Постановлений Правительства РФ, предписание является незаконным.  

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся сторон.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.03.2008 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Государственным инспектором Управления 21.09.2007 года проведено целевое обследование состояния промышленной  безопасности,   соблюдения прав промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - автозаправочной станции, принадлежащей Обществу.

По результатам обследования Обществу выдано предписание № 48 от 21.09.2007 года о необходимости совершения определенных действий: зарегистрировать АЗС предприятия в государственному реестре опасных производственных объектов, представить в Ростехнадзор сведения по указанному объекту; провести обследование технического состояния оборудования АЗС для представления сведений и документов регистрации в Ростехнадзоре; разработать и представить на согласование в Ростехнадзор мероприятия   по   лицензированию  опасного   производственного  объекта;  заключить договор страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта - площадки АЗС; пройти подготовку и аттестациию по промышленной безопасности руководителю и специалистам предприятия в комиссии  Ростехнадзора для создания постоянно действующей аттестационной комиссии; назначить ответственных  лиц  за  обеспечением  технического  состояния  оборудования АЗС и осуществлением  производственного контроля за эксплуатацией АЗС; обучить персонал, провести   проверку   знаний   аттестованной   комиссией   предприятия   по   вопросам промышленной безопасности; подготовить пакет документов для получения лицензии эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов   -   АЗС предприятия; обеспечить рабочие места необходимой нормативной документацией по охране и промышленной безопасности.

Управлением установлен срок для выполнения мероприятий указанных в предписании: до 20.10.2007 года.

Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным указанного предписания.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из соответствия предписания № 48 от 21.09.2007 года требованиям законодательства РФ действовавшим на момент его вынесения; не влияние на законность предписания истечение срока исполнения его после вступления в силу Постановлений Правительства РФ № 631 и № 632. 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 16-ФЗ), промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу ст. 2 № 116-ФЗ  Закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению 1 к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества-жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. В соответствии с п.п. 28, 29 указанной статьи, действовавших на момент вынесения предписания № 48 от 21.09.2007 года, лицензированию подлежала деятельность по эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов. 

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов и взрывоопасных производственных объектов установлен Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 года № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» и Постановлением от 17.01.2007 года № 18 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов».

В п.п. «а» п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (в редакции, действовавшей до 15.10.2007 года), предусматривалось, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горячие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

 Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов установлено, что под взрывоопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2007 года № 631 «О внесении изменения в положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» и Постановление Правительства РФ № 632 «О внесении изменения в положение о лицензировании эксплуатации пожароопасных  производственных объектов» в указанные Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов и о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов внесены следующие изменения:

- под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горячие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом;

- под взрывоопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом.

Данные изменения вступили в силу с 16.10.2007 года.

Следовательно, с указанного момента автозаправочные станции, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, исключены из перечня объектов, признаваемых пожароопасными и взрывоопасными производственными объектами.

Исходя из выше изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что деятельность АЗС до 02.10.2007 года подлежала лицензированию в соответствии с законодательством РФ, и после 16.10.2007 года АЗС была исключена из перечня пожароопасных и взрывоопасных объектов. Однако суд первой инстанции при вынесении решения не учел то обстоятельство, что в силу указанных выше изменений, возложение на Общества дополнительных обязанностей, указанных в уведомлении, не соответствует действующему законодательству. 

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.03.2008 года на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 1 части 2  статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов суда,  изложенных  в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, выразившееся  в неприменении закона, подлежащего применению, что привело к принятию неправильного решения.

В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение Арбитражного суда Алтайского края, принимает по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных Обществом требований.  

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ООО «Транснефть» по апелляционной жалобы  в размере 1000 руб., подлежат взысканию с Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу ООО «Транснефть».

Руководствуясь статьей 110, ст. 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1, пунктом 1 части 2 ст. 270, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

                                                     П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение   Арбитражного суда Алтайского края от 04 марта 2008 года по делу № А03-13/08-10 отменить.

Признать незаконным предписание Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора № 48 от 21.09.2007 года, выданное обществу с ограниченной ответственностью «Транснефть».

Взыскать с Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзор в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть» судебные расходы по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:                                                           Жданова Л. И.

Судьи                                                                                           Журавлева В. А.

                                                                                                     Усанина Н. А.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n 07АП-2504/08       . Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также