Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n 07АП-1445/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                           Дело № 07АП-1445/08

Резолютивная часть постановления  объявлена 02 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующей Т.А. Кулеш

судей: А.В. Солодилова, Е.А. Залевской,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В. Макаренко

при участии:

от заявителя: без участия

от заинтересованных лиц: без участия

третье лицо: учредитель ЧОУ «Школа Евстафьева» - В.П. Евстафьев – без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЧОУ «Школа Евстафьева»

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2008г.

по делу №А03-6/08-2 (судья Музюкин Д.В.)

по заявлению Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева» к администрации Алтайского края о признании незаконным бездействия по установлению порядка финансирования для негосударственных образовательных учреждений и обязании установить порядок финансирования,

УСТАНОВИЛ:

Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» (далее - ЧОУ «Школа Евстафьева») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Алтайского края по установлению порядка финансирования для негосударственных образовательных учреждений. Одновременно заявлено требование об обязании администрации Алтайского края установить порядок финансирования для негосударственных образовательных учреждений, в том числе и для ЧОУ «Школа Евстафьева».

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2008г. по делу №А03-6/08-2 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой,  в которой просит отменить его и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что суд не указал норму закона, которой соответствует бездействие администрации Алтайского края, неверно истолковал пункт 3 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» и не применил подпункт 3 данной статьи, не дал оценку нарушенным правам заявителя на основании уведомлений органа Федерального Казначейства об имеющейся задолженности по исполнительным документам, установил неравенство прав обучающихся в образовательных учреждениях, в зависимости от организационно-правовой формы на территории Алтайского края.

Администрация Алтайского края в отзыве на апелляционную жалобу указала о своем несогласии с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Образовательное учреждение «Школа Евстафьева» является частным учреждением (ЧОУ «Школа Евстафьева»), ее учредителем является физическое лицо Евстафьев В.П.

ЧОУ «Школа Евстафьева», обращаясь в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Алтайского края по установлению порядка финансирования для негосударственных образовательных учреждений, в том числе и для ЧОУ «Школа Евстафьева» и обязании администрации Алтайского края установить порядок финансирования для негосударственных образовательных учреждений, в том числе и для ЧОУ «Школа Евстафьева», ссылается на недостаточное финансирование образовательной деятельности и образовавшуюся задолженность по исполнительным документам на взыскание задолжен­ности по заработной плате в сумме 2 074 394, 95 руб., что повлекло, по мнению заявителя, приостановле­ние реализации основных общеобразовательных программ.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных ор­ганов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое дейст­вие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому ак­ту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной эко­номической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) государственного органа, органа ме­стного самоуправления незаконными, необходимо наличие двух оснований: несоот­ветствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной эко­номической деятельности.

Решением арбитражного суда Алтайского края от 17.09.2007г. и постановлени­ем апелляционной инстанции от 21.11.2007г. по делу № АОЗ-6917/07-2 в удовлетво­рении заявления ЧОУ «Школа Евстафьева» о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Алтайского края и Администрации г. Барнаула, выразившихся в прекращении с 01.02.2005г. финансирования ЧОУ «Школа Евстафьева» отказано. Также заявитель просил обязать администрацию Алтайского края и администрацию г. Барнаула устранить допущенные недостатки и установить порядок финансирования и распределения субвенций для ЧОУ «Школа Евстафьева» в необходимом размере для реализации учреждением основных общеобразовательных программ на уровне, установленном на 31.12.2004 г., а также профинансировать образовавшуюся задолженность по заработной плате.

Судебными инстанциями установлено, что затраты на обучение в платных негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются государством по нормативам затрат на обучение. До 2005 г. финансирование деятельности школы осуществлялось в соответствии с законом «Об образовании» (ст.ст.41 п.6 и п.7 ранее действовавшей редакции закона).

После внесения изменений  и дополнений в законодательные акты РФ в 2004 году нормы закона «Об образовании», касающиеся финансирования негосударственных образовательных учреждений, утратили силу с 01.01.2005 года.

Ранее состоявшимися судебными решениями подтверждено отсутствие нарушений прав заявителя и незакон­ности действий со стороны органов исполнительной власти, в том числе и администрации Алтайского края.

Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в закон­ную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в кото­ром участвуют те же лица.

Определением Арбитражного суда Алтайского края от 04.12.2007г. по делу № АОЗ-6917/07-2 суд разъяснил заявителю об изменениях, внесенных в Закон «Об образовании», в части порядка финансирования образова­тельных учреждений, который не соответствует ранее сложившемуся порядку.

Суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о том, что норма, содержащаяся в подпункте 3 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» не распространяется на негосударственные образовательные учреждения, к числу которых относится ЧОУ «Школа Евстафьева».

Согласно подпункта 3 пункта1 статьи 29 Закона РФ «Об Образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования от­носятся: установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансиро­вания образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответст­вии с настоящим Законом.

Согласно подпункта 6.1. пункта 1 данной статьи закона в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение об­щедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразователь­ных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников обще­образовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, техниче­ские средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исклю­чением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляе­мых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 41 вышеназванного закона органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы фи­нансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной п. 6.1 ст. 29 данного Закона.

Из части 1 статьи 11 закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» следует, что объем средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций из краево­го бюджета, определяется в соответствии с нормативами, рассчитанными с учетом численности обучающихся, числа педагогических работников, штатной численно­сти, действующей системы оплаты труда, типа и вида образовательного учрежде­ния.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что подпункт 3 пункта 1 статьи 29 закона РФ «Об образовании», на которые ссылается заявитель, не распространяются на негосударственные образовательные учреждения, в том числе и на ЧОУ «Школа Евстафьева».

Вместе с тем, данному образовательному учреждению в течение оспариваемого периода финансирование расходов на образовательные программы выделялось, что не оспаривается и самим заявителем. Доводы жалобы сводятся лишь к отсутствию необходимого и достаточного  для данного частного образовательного учреждения бюджетного финансирования.

Нормативы бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ  утверждаются орга­нами государственной власти субъекта Российской федерации только для образова­тельных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образова­тельных учреждений, субвенции местным бюджетам в соответствии со статьей 29 зако­на должны выделяться только на обеспечение государственных гарантий прав гра­ждан на получение образования именно в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждениях.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нарушение прав со стороны администрации Алтайского края отсутствует, поскольку с 01.01.2005 г. ЧОУ «Школа Евстафьева» не обладает правом на государственное финансирование, а значит недостаточное финансирование не может рассматриваться как бездействие  органа власти субъекта РФ.

Доводы жалобы об имеющейся задолженности по исполнительным листам по заработной плате не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не относятся к предмету заявленного требования.

Доводы апеллянта об установлении неравенства прав обучающихся в государственных и негосударственных учреждениях апелляционным судом отклоняются, поскольку закон «Об образовании» предоставляет негосударственным образовательным учреждениям взимать плату с обучающихся, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, а также  вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом (ст. 46, ст. 47 закона).

Таким образом, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением принципов арбитражного судопроизводства,  нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы же заявителя сводятся к переоценке ранее состоявшихся судебных решений, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и  отмены решения суда первой инстанции.

Подлежит взысканию с заявителя и госпошлина в размере 1000 рублей за рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, уплата которой апеллянту была отсрочена до принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение  Арбитражного суда Алтайского края от 11.02.2008г. по делу №А03-6/08-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с ЧОУ «Школа Евстафьева», г. Барнаул в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий                                                                  Т.А.Кулеш

Судьи                                                                                                А.В. Солодилов

Е.А. Залевская

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n 07АП-1442/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также