Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу n 307716.. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3548/2011

 

20 сентября 2011 года

г. Хабаровск

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года. Полный текст  постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии  в заседании:

от закрытого акционерного общества «Реликт»: Азарнина Ирина Викторовна, представитель по доверенности от 11.01.2011; Азарнин Сергей Анатольевич, представитель по доверенности от 11.01.2011;

от Краевого государственного учреждения «Хабаровское лесничество»: представитель не явился;

от третьего лица Управления лесами Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Реликт»

на решение от  28.06.2011

по делу № А73-3506/2011

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Копыловой Н.Л.

по заявлению закрытого акционерного общества «Реликт»

к Краевому государственному учреждению «Хабаровское лесничество»

о признании незаконными действий

третьи лица Управление лесами Правительства Хабаровского края

 

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Реликт» (далее - ЗАО «Реликт», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 КоАП РФ, к Краевому государственному учреждению «Хабаровское лесничество» (далее - КГУ «Хабаровское лесничество», Лесничество) о признании незаконными действий по выдаче справки от 26.01.2011 № 22 о причинении ущерба на сумму 11 743 980 руб. незаконной рубкой лесных насаждений в квартале № 213 выделе 17 Уликанского участкового лесничества.

Определением суда от 24.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление).

Решением суда от 28.06.2011 в удовлетворении требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что отказ в государственной регистрации права является незаконным, так как не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ЗАО «Реликт» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

КГУ «Хабаровское лесничество», Управление, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заслушав представителей общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции законно и обосновано исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ЗАО «Реликт» является арендатором лесного участка, находящегося в федеральной государственной собственности, площадью 21665 га, расположенного в Уликанском лесничестве Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на основании договора аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010, заключенного обществом с Правительством Хабаровского края (арендодатель) по результатам аукциона. Указанный лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.02.2010. Договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю 22 марта 2010 г.

Лесная декларация на заготовку древесины оформлена обществом от 12 ноября 2010 года. Согласно указанной Лесной декларации заготовка древесины в 2010 году осуществлялась, в том числе, в квартале № 213, выделе 17 Уликанского участкового лесничества.

26.01.2011 КГУ «Хабаровское лесничество» выдало начальнику ОВД Хабаровского района справку за исх. № 22 о том, что ущерб от незаконной рубки лесных насаждений в квартале № 213, выделе 17 Уликанского участкового лесничества, филиал КГУ «Хабаровское лесничество», составил 11 743 980-00 (одиннадцать миллионов семьсот сорок три тысячи девятьсот восемьдесят) рублей.

Полагая, что действия Лесничества по выдаче вышеуказанной справке, не соответствуют лесному законодательству, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, направлены на возникновение у общества обязанностей по возмещению причиненного ущерба и оспаривание права собственности общества на заготовленную древесину ЗАО «Реликт» обратилось с настоящим заявлением в суд.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 стать 198 АПК РФ).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Из положений указанных статей следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу об отсутствии указанных условий, при этом обоснованно суд исходил из следующего.

Согласно пункту 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса осуществление государственного лесного контроля и надзора Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 23 Лесного кодекса основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Согласно статье 96 Лесного кодекса государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства.

Пунктом 3 статьи 96 Лесного кодекса установлено, что должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные инспектора, лесничие), имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

Положением о государственном лесном контроле и надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, предусмотрено, что государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых).

В соответствии с пунктом 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу Постановления Правительства Хабаровского края от 04.06.2008 № 135-пр, утвердившего Порядок деятельности лесничих на территории Хабаровского края, деятельность лесничих организует и обеспечивает управление лесами Правительства Хабаровского края; к функциям лесничих в области государственного лесного контроля и надзора отнесены: участие в организации мероприятий государственного лесного контроля и надзора, выработка предложений по включению мероприятий в план проверок государственного лесного контроля и надзора, проведение в пределах установленных законодательством полномочий мероприятий по государственному лесному контролю и надзору на территории подведомственного лесничества; лесничие осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными, природоохранными органами, общественными организациями и объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Довод заявителя о том, что справка была выдана Лесничеством в связи с осуществлением государственного лесного контроля, который в отношении деятельности общества в квартале № 213, выделе 17 в установленном порядке не проводился, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен,  поскольку выдача указанной справки не явилась результатом контрольно-надзорных мероприятий, проведенных КГУ «Хабаровское лесничество» в отношении ЗАО «Реликт». Она выдана по запросу ОВД по Хабаровскому муниципальному району от 25.01.2011 № 25/306 на основании Ведомости расчета ущерба от 25.01.2011, составленного должностным лицом Управления лесами Правительства Хабаровского края.

При этом действия по установлению ущерба в сумме 11 743 980 руб. в квартале № 213 выделе 17 Уликанского участкового лесничества, указанного в Ведомости расчета ущерба от 25.01.2010, не являются предметом спора по рассматриваемому делу. Соответственно, вопросы о том, в связи с проведением каких мероприятий и кем был установлен данный ущерб, правильность его расчета, - не относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по рассматриваемому делу.

Из определения суда от 31.03.2011 по делу № А73-1585/2011 об оспаривании обществом действий должностных лиц УВД по Хабаровскому краю (Присяжного А.В.), выразившиеся в незаконном лишении ЗАО «Реликт» имущества - лесоматериалов в виде сортиментов дуба монгольского и липы длиной 3-4 м, в количестве 560 шт., следует, что Арбитражным судом Хабаровского края было установлено, что 06.12.2010 в дежурную часть ОВД по Хабаровскому муниципальному району поступило сообщение от оперуполномоченного ОБЭП ОВД по Хабаровскому муниципальному району ст. лейтенанта милиции Выборнова Е.А. о незаконной вырубке, производимой в квартале 213 выдела 17 Уликанского участкового лесничества. Данное сообщение зарегистрировано в Книге учета сообщений под номером 11298 от 06.12.2010. В ходе осмотра места происшествия 18.12.2010 сотрудником ОБЭП ОВД по Хабаровскому муниципальному району лейтенантом милиции Присяжным А.В. были изъяты 560 стволов деревьев породы дуб, липа, длиной 3-4 метра различного диаметра. В дальнейшем по факту незаконной рубки лесных насаждений постановлением следователя СО при ОВД по Хабаровскому муниципальному району лейтенантом юстиции Щербак Л.В. от 28.01.2011 возбуждено уголовное дело № 307716.

Подлежит отклонению и довод ЗАО «Реликт» о том, что справка об ущербе, выданная Лесничеством как компетентным органом государственного лесного контроля затрагивает его права, поскольку она положена в основу уголовного дела в качестве доказательства.

Уголовное дело № 307716 возбуждено по факту незаконной рубки лесных насаждений и относится к ЗАО «Реликт» лишь в той части, что факт незаконной рубки лесных насаждений установлен на арендуемом обществом лесном участке, и на этом участке было изъято, согласно доводам Общества, принадлежащее ему имущество - лесоматериалы.

При этом доводы, связанные с действиями Органа внутренних дел по возбуждению уголовного дела, изъятию и удержанию в рамках уголовного дела имущества, принадлежащего ЗАО «Реликт», не относятся к предмету рассматриваемого спора. Данные обстоятельства, а также установление ущерба, его размера, установление лица, причинившего ущерб, подлежат исследованию и оценке в рамках уголовного дела.

Что касается действий Лесничества по выдаче справки от 26.01.2011 № 22, то выдача справок правоохранительным органам в порядке взаимодействия с ними органам лесного контроля законодательством не запрещена.

Исследовав содержание справки от 26.01.2011 № 22, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводу о том, что: выдача справки об ущербе не явилась результатом контрольно-надзорных мероприятий, проведенных КГУ «Хабаровское лесничество» в отношении ЗАО «Реликт»; справка не не возлагает на ЗАО «Реликт» какую либо обязанность, в том числе по возмещению ущерба, не создает препятствий для осуществления ЗАО «Реликт» предпринимательской и иной экономической

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 по делу n А04-2357/2011. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также