Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу n М.. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

№ 06АП-2668/2010

20 июля 2010 года

г. Хабаровск

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года. Полный текст  постановления изготовлен 20 июля 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии  в заседании:

от открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»: Паршина Виктория Александровна, представитель по доверенности от 01.01.2010 № ДЭК-20-15/4Д; Неменко Ирина Викторовна, представитель по доверенности от 01.01.2010 № ДЭК-20-15/7Д;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Абашева Наталья Геннадьевна, удостоверение № 213, представитель по доверенности от 11.01.2010 № 01.0-6;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания»

на решение от 07.05.2010

по делу № А73-988/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Шестак Ж.Г.

по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 15.01.2010 № 11 о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15.01.2010.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ОАО «ДЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление, административный орган) от 15.01.2010 № 11 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15.01.2010.

Решением суда от 07.05.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Представление Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 15.01.2010 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признано незаконным и отменено в части требования о представлении информации о перерасчетах тарифов на электрическую энергию гражданам с. Калинка за общедомовые нужды. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 15.01.2010 г. № 11 отказано.

Не согласившись с судебным актом ОАО «ДЭК», обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 15.01.2010 г. № 11.

Представители общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, настаивали на отмене решения суда первой инстанции.

Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, указав, что решение является законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю на основании распоряжения от 11.11.2009 № 2586 проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением законодательства при оказании гражданам-потребителям жилищно-коммунальных услуг, в ходе которого 04.12.2009 выявлено нарушение ОАО «ДЭК» пунктов 21, 23, 38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006№ 307. Результаты проверки отражены в акте от 04.12.2009 № 2586.

По установленному проверкой факту 17.12.2009 Управлением в отношении ОАО «ДЭК» составлен протокол, а 15.01.2010 вынесено Постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.

В тот же день обществу направлено Представление от 15.01.2010 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в срок до 15.02.2010.

Не согласившись с вынесенными Постановлением и Представлением, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании их законности.

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ Шестой арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его отмены.

Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1«О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.

В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг  установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 14 Правил).

Согласно подпункту «а» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В силу подпункта 1 пункта 2 приложения № 2 к Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле № 6.

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе, в том числе указываются: в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;  г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом.

Как следует из материалов дела, в представленных квитанциях на оплату за электрическую энергию вышеуказанным потребителям указываются объемы потребленной электроэнергии с начислением платы по квартире и объемы потребленной электроэнергии с начисление платы за общедомовые нужды, в то время как размер платы за электроснабжение по формулам № 6 и № 9, согласно которым ОАО «ДЭК» производит начисления за общедомовые нужды (письмо от 24.11.2009 № 7562), определяется с учетом объема электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях общего пользования.

Установление заявителем доли потребителя от общедомового потребления на общие нужды не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг и вводит потребителей данных коммунальных услуг в заблуждение относительно фактического размера потребленной электроэнергии за расчетный период, в том числе  потребленной энергии в помещениях общего пользования.

В платежных документах за октябрь 2009 года, выставленных ОАО «ДЭК» на оплату услуг за электроэнергию гражданам Бакшеевой О.А., Ксенофонтовой Н.В., Ореховой З.Д., Звоноревой Т.Н., Чибиековой Е.С., Фроловой Е.А., Егоровой Н.В., Чебановой Т.А., проживающих в селе Калинка Хабаровского района Хабаровского края по ул. Авиаторов, д. 2, 4, 6, ул. Молодежной, д. 2, ул. Энергетиков, д. 2, указаны объемы и начисление за общедомовые нужды за июль 2009 года, что является нарушением пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг.

Факт правонарушения, выразившийся в предоставлении гражданам-потребителям недостоверной информации о начислениях за электроснабжение за общедомовые нужды, в частности указании в счетах-квитанциях за октябрь 2009 года о наличии задолженности за общедомовые нужды за июль 2009 г., подтверждается  протоколом об административном правонарушении от 17.12.2009, актом проверки от 04.12.2009 № 2586, счетами-квитанциями по оплате за электроэнергию за октябрь 2009 года, пояснениями лиц, участвующих в деле.

Кроме этого, подтвержден факт подключения мастерской ООО «Уют» к общедомовому прибору учета в июле 2009 года, расположенной в подвальном помещении дома № 4 по ул. Авиаторов села Калинка Хабаровского района, имеющей энергоемкое оборудование. В связи с чем при расчете платы за электроэнергию гражданам потребителям вышеуказанных жилых домов села Калинка Хабаровского района, ОАО «ДЭК» не был учтен объем коммунального ресурса электрической энергии, потребленный за расчетный период мастерской ООО «Уют», что не  соответствует порядку расчета, установленному формулой 6 Правил.

Законом о защите прав потребителей и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, обязанность по предоставлению достоверной информации возложена на поставщика коммунальных услуг, каковым в рассматриваемой ситуации является ОАО «ДЭК».

Кроме того, согласно пункту 2.1 соглашения о взаимодействии от 24.03.2009 № 4В, заключенного между ООО «МО «Управляющая компания» (управляющая организация многоквартирных домов) и ОАО «ДЭК» (гарантирующий поставщик), последний наделен правом выявлять и взыскивать стоимость безучетного потребления электрической энергии, однако данным правом общество не воспользовалось.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея реальную возможность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, услуге, что позволяет сделать вывод о виновности его действий.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО «ДЭК» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, установленные статьей 270 АПК РФ, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 мая 2010 года по делу № А73-988/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

А.И. Михайлова

Е.И. Сапрыкина

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по делу n А11-31/2003. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также