Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу n А73-4934/2007. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                          

Шестой арбитражный апелляционный суд

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Хабаровск      

     05 декабря   2007 года                                                  № 06АП-А73/2007-1/1183

     Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2007. Полный текст постановления изготовлен  05.12.2007.

        

    Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Иноземцева И.В.

судей                           Головниной Е.Н., Тихоненко А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сазонкиной Е.А.

при участии в судебном заседании:

от истца: Моргунова Н.Н. – прокурор отдела,  служебное удостоверение № 137208 до 20.03.2010;

от ответчиков: Симонова А.П.  – старший юрисконсульт  по доверенности № 9/10  от 02.03.2007, служебное удостоверение ХБР № 105254  от 14.04.2005,  Мательский В.А. – адвокат по доверенности  от 26.07.2007, удостоверение № 62 от  06.02.2003   (ГИБДД),

рассмотрел в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело  № А73-4934/2007-51 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску  Прокурора Хабаровского края

к Управлению   Государственной инспекции безопасности  дорожного движения Управления внутренних дел  по Хабаровскому краю, Обществу с ограниченной ответственностью «Татьяна»

о признании недействительным пункта договора

 

     установил: Прокурор Хабаровского края в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению   Государственной инспекции безопасности  дорожного движения Управления внутренних дел  по Хабаровскому краю (далее – УГИБДД УВД по Хабаровскому краю), Обществу с ограниченной ответственностью «Татьяна» (далее – ООО «Татьяна») о признании недействительным пункта 2.1.9 договора  от 12.09.2005 о выполнении работ по проведению проверки  технического состояния транспортных средств с использованием  средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

     Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.08.2007 иск удовлетворен.

     Постановлением Шестого арбитражного  апелляционного  суда 06.11.2007  решение  от 07.08.2007 отменено по апелляционной жалобе  УГИБДД УВД по Хабаровскому краю  на  основании  пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), дело назначено к рассмотрению по правилам суда первой инстанции.

     В заседании суда представитель прокуратуры поддержал требование искового заявления, просил признать  недействительным пункта 2.1.9 договора  от 12.09.2005.

     Представитель ответчика  -  УГИБДД УВД по Хабаровскому краю просил отказать в удовлетворении иска по основаниям изложенном в дополнении к апелляционной жалобе на решение.

     Ответчик  - ООО «Татьяна» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения искового заявления уведомлен надлежаще, направил заявление о рассмотрении иска   без своего участия.

     Дело  рассматривается в отсутствие не явившегося ответчика на основании статей 156, 266 АПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела,  суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим  основаниям.

     Спор возник в отношении  условий договора  от 12.09.2005, согласно которому,  УГИБДД УВД по Хабаровскому краю поручает, а  ООО «Татьяна» принимает на себя  обязательства  выполнения работ по проведению проверки  технического состояния транспортных средств с использованием  средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Пунктами  2.1.9, 2.1.10 договора предусмотрена обязанность  ООО «Татьяна» аккумулировать на своем расчетном  счете 15 % от стоимости проведения  проверки  одной единицы транспортного средства и использовать их   для  развития материально-технической базы  УГИБДД УВД по Хабаровскому краю по  письму начальника УГИБДД УВД по Хабаровскому краю.

Полагая, что пункт 2.1.9  договора не соответствует требованиям законодательства РФ  о  порядке  финансирования деятельности  и развития материально-технической базы ГИБДД прокурор,  обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

     В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статьям 168, 180 ГК РФ  сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Пунктом  1 статьи 420 ГК РФ установлено, что  договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 

На основании  пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422  ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

     Согласно статье  35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 №  1026-1 «О милиции»,  в редакции  Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ на момент сделки, финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.

     Статьей 36 указанного  закона  установлено, что материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.

     В соответствии с  частью 9 статьи 154    Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующей в редакции на момент заключения оспариваемого договора, в 2005 году и до введения в действие федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основании положений статьи 35 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции» производится из соответствующих бюджетов. Обслуживание указанных расходов осуществляется на лицевых счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, открываемых учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах федерального казначейства в установленном порядке.

     Согласно Порядку  взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств (далее - Порядок), утвержденному Приказом МВД РФ N 708, Министерства финансов РФ N 61н, Минтранса РФ N 126,  во исполнение пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 №  880,  плата за государственный технический осмотр взимается в полном размере перед представлением транспортных средств на осмотр путем наличных или безналичных платежей в банковские учреждения Российской Федерации собственниками или представителями собственников транспортных средств,  по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплата стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования может производиться непосредственно их исполнителю  (пункт 1).

     Пунктом 3 Порядка установлено, что денежные средства за проведение осмотра перечисляются уполномоченными банковскими учреждениями, привлекаемыми на конкурсной основе, на соответствующие бюджетные счета субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать в субъектах Российской Федерации за счет средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, целевые бюджетные фонды Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для финансирования затрат и развития материально - технической базы специализированных подразделений Государственной инспекции.

       В случае создания целевых внебюджетных фондов  в соответствии с пунктом 3  Порядка, поступившие средства за проведение осмотра, направляются: целевым назначением на финансирование затрат на проведение осмотра и развитие материально - технической базы специализированных подразделений Государственной инспекции в соответствии со сметой, утверждаемой соответствующим должностным лицом, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; для осуществления расчетов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за работы, выполненные ими в соответствии с договорами на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при осмотре, заключенными с Государственной инспекцией (пункт 4).

     Из анализа указанного выше законодательства следует, что  финансирование и развитие  материально-технической базы органов милиции, к которым относятся подразделения ГИБДД, допускается только за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе через целевые  внебюджетные фонды.

     Платежи, взимаемые за обязательный государственный технический осмотр направляться на развитие органов ГИБДД только в установленном законодательством  порядке через  бюджетные счета субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти которых могут создавать за счет этих средств целевые бюджетные фонды Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для финансирования затрат и развития материально - технической базы ее специализированных подразделений.

    Иной порядок финансирования, минуя бюджетные счета не предусмотрен.

    Учитывая специальный статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения как государственного органа, инспекция не вправе  иметь какие-либо источники финансирования, кроме названных в законе и утвержденном порядке.

    Возражения ответчика со ссылкой на определения  Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2002 № 88-О и №  94-О при проверке заявления о нарушении прав гражданина  пунктом  2 статьи 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» судом не принимаются,  поскольку предметом оценки  Конституционного Суда являлся вопрос выявления конституционно-правового смысла  платежей,   за проведение государственного технического осмотра транспортных средств.

    Суд указал, что платежи за технический осмотр транспортных средств представляют собой обязательные, действующие на всей территории Российской Федерации и взимаемые с организаций и физических лиц - владельцев автотранспортных средств взносы, уплата которых является одним из условий совершения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации определенных действий в отношении плательщиков этих взносов, а именно проведения технического осмотра, выдачи соответствующего талона о прохождении государственного технического осмотра как документа, подтверждающего возможность реализации права на управление транспортным средством.

     Денежные средства за проведение государственного технического осмотра перечисляются на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти которых могут создавать за счет этих средств целевые бюджетные фонды Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для финансирования затрат и развития материально - технической базы ее специализированных подразделений. Однако и это не является основанием для признания налогового характера данного платежа, поскольку согласно бюджетному законодательству пополнение бюджета осуществляется не только на основе налоговых платежей.

    На эти платежи  не распространяется правовой режим налоговых платежей, он не обладает рядом необходимых признаков и элементов налогового обязательства и,  следовательно, не включается в систему налогов Российской Федерации.

     Конституционный Суд  также процитировал положения пункта 3 Порядка  взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного  Приказом МВД РФ N 708, Министерства финансов РФ N 61н, Минтранса РФ N 126, положения принятого   во исполнение пункта 8 Постановления   Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 №  880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Постановление   Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 №  880) о том, что денежные средства, поступающие за проведение технического осмотра, направляются целевым назначением на финансирование затрат на проведение осмотра и развитие материально - технической базы специализированных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n К НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также