Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу n А73-2766/2009. Изменить решение (ст.269 АПК)Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции г. Хабаровск 11 августа 2009 года № 06АП-3153/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2009 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Козловой Т.Д., судей Головниной Е.Н., Иноземцева И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю., при участии в судебном заседании: от истца: Ковбаса В.В., представитель, доверенность от 01.02.2009 б/н; от ответчика: Кузина А.Е., представитель, доверенность от 03.10.2008 № 610 рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» на решение от 03 июня 2009 года Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-2766/2009 принятое судьей Букиной Е.А., по иску открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании штрафа за использование путей необщего пользования. Открытое акционерное общество «Находкинский морской торговый порт» (далее – ОАО «НМТП») обратилось в арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») с исками о взыскании штрафа за использование ответчиком пути необщего пользования, без согласия ОАО «НМТП» по ведомости № 900578 в размере 36 000 руб. (дело № А73-2766/2009) и по ведомости № 900582 в размере 21 000 руб. (дело № А73-2767/2009). Определением суда от 27.05.2009 дела объединены в одно производство, делу присвоен № А73-2766/2009. Решением суда от 0.06.2009 в иске отказано. В апелляционной жалобе ОАО «НМТП» просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца. Ссылается на то, что согласия собственника на использование путей в установленном законом порядке перевозчиком не получено. Заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути не содержит положений о порядке использования пути для временного размещения вагонов; в этом договоре установлен технологический срок на уборку вагонов, по истечении которого использование пути происходит без согласия собственника. Полагает возможным применение ответственности перевозчика наряду с защитой прав собственника. Считает необходимым при разрешении спора руководствоваться положениями статей 63, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав), а также статями 6, 304 ГК РФ. В представленном отзыве ОАО «РЖД» отклонило доводы жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что вагоны простаивали на пути ОАО «НМТП» из-за занятости путей станции Мыс Астафьева. Ответчик не согласен с расчетом исковых требований в части десятикратного увеличения суммы штрафа. Настаивает на том, что в данном случае не доказан факт самовольного использования путей необщего пользования, поскольку вагоны прибыли в адрес истца и поданы на его путь в соответствии с условиями договора под грузовые операции. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО «НМТП» привел доводы в поддержку апелляционной жалобы. Представитель ОАО «РЖД» в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве. Проверив законность обжалуемого решения, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему. Как установлено материалами дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «НМТП» (владелец) в 2005 году заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «НМТП» по станциям Находка и Мыс Астафьева (далее – Договор). Пунктом 9 договора установлено, что о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением. Выгрузка вагонов считается законченной с момента готовности к уборке с мест выгрузки всей одновременно поданной партии вагонов по каждому пути и приема перевозчиком письменного уведомления. В пункте 10 договора установлен срок на уборку вагонов с мест выгрузки: станция Находка – 5,5 часов; станция Мыс Астафьева – 4,5 часа. В рамках исполнения названного договора на станции Мыс Астафьева на пути необщего пользования владельца ответчиком осуществлена подача, расстановка на места выгрузки и уборка семи вагонов по ведомости № 900578 (памятки приемосдатчика 805984, 805982, 806002), номера вагонов: 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60370731, 60176922, 60625910 и пяти вагонов по ведомости № 900582 (памятка приемосдатчика 806048), номера вагонов: 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367. ОАО «НМТП» направило в адрес ОАО «РЖД» претензии от 04.04.2008 № ПР-268/08 и № ПР-267/08, в которых, ссылаясь на превышение установленного договором нормативного срока уборки вагона, а в этой связи на использование пути необщего пользования без согласия владельца, предложило оплатить штраф, начисленный в соответствии со статьями 63, 99, 100 Устава – равном десятикратному размеру штрафа в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона, что согласно представленным расчетам составило 36 000 руб. и 21 000 руб. соответственно. Неисполнение ответчиком претензий явилось основанием для обращения ОАО «НМТП» в арбитражный суд с соответствующими заявлениями. Согласно статье 63 Устава владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев. Нормы статьи 99 Устава предусматривают ответственность за использование вагонов без согласия владельцев в виде уплаты в десятикратном размере штрафов, установленных статьями 100 (для вагонов) и 101 (для контейнеров) настоящего Устава. В свою очередь статья 100 Устава устанавливает взыскание с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона штрафа - 0,2 размера минимального размера оплаты труда. По ведомости подачи и уборки вагонов № 900578 установлено, что вагоны №№ 62690607, 63203772, 63628143 поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 04.03.2009 в 11-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 05.03.2009 в 00-00 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 03-00 час. Время задержки уборки вагонов, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило – 23 часа. Вагон № 65828329 подан на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 04.03.2009 в 11-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 04.03.2009 в 14-00 час. При этом уборка вагона осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 03-00 час. Время задержки уборки вагона, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило – 33 часа. Вагоны №№ 60370731, 60176922, 60625910 поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 04.03.2009 в 14-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 04.03.2009 в 20-30 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 03-00 час. Время задержки уборки вагонов, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило – 26 часов. По ведомости подачи и уборки вагонов № 900582 установлено, что вагоны №№ 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 05.03.2009 в 01-00 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 05.03.2009 в 02-30 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 06.03.2009 в 04-00 час. Время задержки уборки вагона, учитывая пункт 10 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило – 21 час. Указанное следует из памяток приемосдатчика, уведомлений и не отрицается участниками спора. В договоре отсутствует условие о возможности нахождения вагонов на путях владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки. В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что после истечения установленного Договором времени на уборку вагона имело место использование пути необщего пользования без согласия его владельца. Относительно вопроса о возможности возложения ответственности за такое пользование на перевозчика судом апелляционной инстанции установлено следующее. Вагоны №№ 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60370731, 60176922, 60625910 принадлежит ответчику (ЖДА – железнодорожная администрация). Данная информация подтверждается материалами дела, а именно: ведомостью подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика. Вагоны №№ 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 перевозчику не принадлежат, поскольку являются собственностью третьих лиц. Данная информация отражена в ведомости подачи и уборки вагонов, памятках приемосдатчика и не отрицается сторонами. Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В силу пункта 1.5 Правил эксплуатации и полномерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ (указание МПС РФ от 16.08.2001 №163у), порожние собственные грузовые вагоны после выгрузки направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам. Поскольку вагоны №№ 62690607, 63203772, 63628143, 65828329, 60370731, 60176922, 60625910 принадлежат ответчику, то в соответствии с пунктом 1.5 вышеназванных Правил его обязанностью являлось своевременное осуществление действий относительно уборки порожних вагонов с путей необщего пользования, принадлежащих истцу. То есть нахождение указанных вагонов на путях необщего пользования после истечения срока на уборку вагонов с мест выгрузки зависело от ОАО «РЖД». Таким образом, установлены основания для возложения предусмотренной статьей 63 Устава ответственности на ответчика. Размер штрафа рассчитан истцом в соответствии с требованиями статей 99 и 100 Устава. Расчет проверен апелляционным судом и признан правильным. При этом апелляционный суд не установил несоразмерности начисленного штрафа последствиям неисполнения обязательства, что исключает возможность его уменьшения по правилам статьи 333 ГК РФ. Между тем, вагоны №№ 44311165, 44381309, 44382281, 44455822, 44696367 не принадлежат ответчику, при этом в деле отсутствуют доказательства того, что в соответствии с п.1.5 вышеназванных Правил собственником вагона, арендатором, грузополучателем своевременно даны указания относительно направления порожних вагонов, то нахождение этих вагонов на путях необщего пользования после истечения срока на уборку вагонов с мест выгрузки не зависело от ОАО «РЖД». Поэтому отсутствуют основания для возложения предусмотренной статьей 63 Устава ответственности на ответчика. При установленных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части. Решение следует изменить. Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску (1 440 руб.) и по апелляционной жалобе (631 руб. 58 коп.) по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика, с учетом фактического перечисления указанных сумм истцом при обращении в арбитражный суд. Руководствуясь статьями 110, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 июня 2009 года по делу № А73-2766/2009 Арбитражного суда Хабаровского края изменить. Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу открытого акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» 36 000 рублей штрафа и 1 440 рублей государственной пошлины по иску, 631 руб. 58 коп. – государственной пошлины по апелляционной жалобе. В остальной части решение суда оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок. Председательствующий Т.Д. Козлова Судьи Е.Н. Головнина И.В.Иноземцев Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А73-6271/2008. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|