Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по делу n А73-7166/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1343/2013

 

17 апреля 2013 года

г. Хабаровск

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года. Полный текст  постановления изготовлен 17 апреля 2013 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Песковой Т.Д.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии  в заседании:

от Закрытого акционерного общества «Фоксэль»: представитель не явился;

от Хабаровской таможни: Моргунова М.А., представитель по доверенности от 01.02.2013 № 04-37/16, Соколова Ю.М., представитель по доверенности от 28.01.2013 № 04-37/14;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Хабаровской таможни

на решение от  31.01.2013

по делу № А73-14931/2012

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Луговой И.М.

по заявлению Закрытого акционерного общества «Фоксэль»

к Хабаровской таможне

о признании решения от 26.09.2012 незаконным, обязании возвратить авансовые платежи в сумме 110 591, 39 руб.

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Фоксэль» (далее – Общество, ЗАО «Фоксэль») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании решения от 26.09.2012 № 13-22/12445 об отказе в возврате авансовых платежей незаконным и обязании возвратить авансовые платежи в сумме 110 591,39 руб.

Решением суда первой инстанции от 31.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал таможенный орган возвратить ЗАО «Фоксэль» сумму авансовых платежей в размере 110 591 руб. 39 коп.

Не согласившись с данным судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить ввиду неправильного применения арбитражным судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также не полным выяснением всех обстоятельств спора.

В судебном заседании представители таможенного органа доводы и требования жалобы поддержали в полном объеме.

ЗАО «Фоксэль», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, заявлено ходатайство о рассмотрение жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворено.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

         Из материалов дела следует, что 18.09.2012 Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате авансовых платежей в сумме 110 591 руб. 39 коп., приложив к заявлению пакет документов: платежные поручения от 23.10.2007 № 358, от 06.06.2007 № 225, копию свидетельств серии 27 № 001909831, серии 27 № 001909839, копию протокола от 06.04.2010 № 02, устава, копии письма от 07.05.2009 № 13-22/5106, копию отчета о расходовании денежных средств от 06.05.2009, копию вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2011 по делу                              № А73-7166/2011, копию определения ВАС РФ от 26.07.2012 по делу                                 № ВАС-8839/12.

Письмом от 26.09.2012 № 13-22/12445 таможня сообщила Обществу о своем  решении отказать в возврате авансовых платежей, со ссылкой на п.1 ст. 122 Закона № 311-ФЗ. Этим же письмом таможенный орган сообщил о том, что таможней восстановлена на лицевом счете ЗАО «Фоксэль», списанная в федеральный бюджет сумма авансовых платежей в размере 110 591,39 руб. согласно решению суда от 01.09.2011 по делу № А73-7166/2011.

Посчитав, что решение таможни об отказе в возврате авансовых платежей является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение от удовлетворении заявленных требований, сослался на часть 2 статьи 69 АПК РФ, в силу которой вступившее в законную силу решение арбитражного суда по ранее рассмотренному делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу (дело № А73-7166/2011).

Как следует из содержания части 1 статьи 64 АПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.

Положение части 2 статьи 69 АПК РФ освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их иной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.

Судом первой инстанции установлено, что причиной обращения ЗАО «Фоксэль» в арбитражный суд  с настоящим заявлением явился отказ таможни, выраженный в письме от 26.09.2012 в возврате авансовых платежей, которые  были списаны таможенным органом в федеральный бюджет как невостребованные суммы авансовых платежей в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-7166/2011 от 01.09.2011 действия таможни по списанию в федеральный бюджет с лицевого счета Хабаровской таможни авансовых платежей ЗАО «Фоксэль» в сумме 110 591,39 руб. признаны незаконными, отказ в возврате которых в настоящем деле оспаривает ООО «Фоксэль».

Вступившим в законную силу решением от 01.09.2011 установлено, что авансовые платежи внесены Обществом на лицевой счет в Хабаровской таможни в 2007 году платежными поручениями от 06.06.2007 № 225 на сумму 90 000 руб., от 23.07.2007 № 358 на сумму 3 650 000 руб. и что остаток этих авансовых платежей на дату обращения общества в таможенный орган составляет 110 591,39 руб.

Таким образом, правоотношения между обществом и таможенным органом, в рамках которых плательщик наделен правом на возврат излишне уплаченных авансовых платежей возникли в момент уплаты авансовых платежей, то есть в 2007 году, в период действия Таможенной кодекса Российской Федерации в редакции, предшествующей внесению в нее изменений Федеральным законом от 09.04.2009 № 59-ФЗ и подлежат регулированию Таможенным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 330 ТК РФ в указанной редакции, авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

В силу пункта 5 статьи 330 ТК РФ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

При этом авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, и истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, общество обращалось в таможенный орган с заявлениями от 17.02.2010 и 31.03.2011, в связи с чем, в силу пункта 5 статьи 330 ТК РФ в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ установленный трехлетний срок для возврата авансовых платежей, уплаченных по платежному поручению от 06.06.2007 истек 07.06.2010, а уплаченных по платежному поручению от 23.10.2007 № 358 истек 24.10.2007.

Вместе с тем течение общего трехлетнего срока исковой давности начинается после истечения трех лет для возврата денежных средств в административном порядке, то есть в момент, когда общество должно было узнать о невозможности осуществления своего права на возврат излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке.

Судом установлено, что о неизрасходованных авансовых платежах в сумме 110 591,39 руб. общество узнало 12.05.2009 из отчета таможенного органа о расходовании денежных средств от 07.05.2009 № 13-22/5106, в связи с чем, срок исковой давности обществом не пропущен.

Однако из реестра уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа следует, что спорные суммы авансовых платежей списаны таможенным органом в федеральный бюджет 20.08.2010 и 29.03.2011.

Абзацем 4 пункта 9 статьи 355 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

С 01.10.2009 пункт 5 статьи 330 ТК РФ изложен в новой редакции, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Из анализа перечисленных выше норм следует, что с 01.10.2009 истечение трехлетнего срока для подачи заявления о возврате авансовых платежей, внесенных в таможенный орган до 01.10.2009 не изменяло их правовой режим как имущества лица, внесшего авансовые платежи, не определяло их дальнейшую правовую судьбу в виде обязательного учета в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и запрещения их возврата, поскольку фактически лишь препятствовало таможенному органу принять самостоятельное решение об их возврате в соответствии с главой 33 ТК РФ.

При изложенных обстоятельствах, несмотря на пропуск срока, установленного пунктом 5 статьи 330 ТК РФ, суд пришел к выводу, что у ЗАО «Фоксэль» сохранилось право на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в пределах срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, в связи с чем, арбитражный суд пришел к выводу о законности требований общества.

Таким образом, из решения суда первой инстанции по делу №А73-7166/2011 следует, что арбитражный суд, признавая действия таможни по списанию авансовых платежей ЗАО «Фоксэль» в федеральный бюджет незаконными, исходил из того, что поскольку правоотношения между Обществом и таможенным органом, в рамках которых плательщик наделен правом на возврат излишне уплаченных авансовых платежей, возникли в момент уплаты авансовых платежей, то есть в 2007 году, спорные отношения подлежат регулированию нормами Таможенного кодекса РФ в редакции, предшествующей внесению в нее изменений Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.

Поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела решение таможни об отказе в возврате этих же авансовых платежей, является следствием признанных незаконными действий таможни по списанию в федеральный бюджет авансовых платежей, ссылка таможенного органа в письме от 26.09.2012 № 13-22/12445 на положения п. 1 ст. 122 Закона № 311-ФЗ несостоятельна и незаконна.

Вступившим в законную силу решением суда по делу № А73-7166/2011 установлено, что спорные суммы авансовых платежей списаны таможенным органом в федеральный бюджет 20.08.2010 и 29.03.2011 по процедуре, связанной с внесением изменений в пункт 5 статьи 330 ТК РФ.

В соответствии с вышеприведенными положениями таможенного законодательства, процедура возврата авансовых платежей обусловлена обращением Общества в таможенный орган с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.

Вместе с этим, в рассматриваемом случае фактическая реализация Обществом права на возврат авансовых платежей взаимосвязана  с действиями таможенного органа по исполнению решения суда от 01.09.2011 по делу № А73-7166/2011.

Судом первой инстанции установлено, что из представленных таможенным органом скриншотов базы данных восстановление денежных средств - авансовых платежей в общей сумме 110 591,39 руб. на лицевом счете Общества по решению суда  от 01.09.2011 произведено таможней 09.04.2012.

При этом о восстановлении авансовых платежей на своем лицевом счете в органах Федерального казначейства Общество узнало только из оспариваемого решения Таможни от 26.09.2012. Доказательств уведомления общества более ранней датой об исполнении решения суда от 01.09.2011 в апреле 2012 года, таможенным органом суду не представлено.

Общество 

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу n А73-13932/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также