Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А51-6536/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

Пятый арбитражный апелляционный cуд

690007, г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2,4

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                                        

11 сентября 2008 г.                                            Дело № А51-6536/2007 20-153

05АП-1169/2008

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании «04» сентября 2008 г., мотивированное постановление изготовлено «11» сентября 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.

  ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой,

судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.

при участии в заседании: 

от МУ Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа: специалист правового управления Пахомова О.В. по доверенности № 43 от 23.10.2007 сроком действия до 21.10.2008, удостоверение № 61 от 31.12.2006;

от Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю: специалист юридического отдела  Мурзина А.Б. по доверенности № 2 от 25.06.2008 сроком действия до 26.06.2009, удостоверение № 262078 сроком действия до 31.12.2009;

рассмотрев в  судебном  заседании  апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа

на решение Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2007 по делу № А51-6536/2007 20-153 судьи Н.Н. Куприяновой

по заявлению муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю

о признании недействительным решения от 22.03.2007

установил:

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю (далее по тексту – «налоговый орган», «Инспекция» или «государственный орган») от 22.03.2007 «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов» и обязании Инспекцию внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении учредителя, изменив его на Думу Артемовского городского округа.

Определением от 09.11.2007 муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа в связи с изменением наименования заменено на муниципальное учреждение Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (далее по тексту – «заявитель», «муниципальное учреждение» или «Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа»).

Решением суда от 28.12.2007 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2008 решение от 28.12.2007 отменено, решение Инспекции от 22.03.2007 по форме № Р50001 признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суд обязал налоговый орган внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении учредителя муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа, изменив его на Думу Артемовского городского округа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2008 № Ф03-А51/08-1/2881 постановление апелляционной инстанции от 10.04.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.

При новом рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.12.2007, Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа просит его отменить как вынесенное при неправильном применении норм материального права. Заявитель полагает, что им для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц были представлены все надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поскольку Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не урегулирован вопрос о внесении подобных изменений в учредительных документы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имеется пробел в законодательстве о порядке их государственной регистрации, то в связи с этим заявитель считает, что регистрация изменений учредительных документов должна производиться ответчиком на основании документов, представленных заявителем. При этом муниципальное учреждение указывает на то, что Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ не содержит запрета на смену учредителя уже созданного юридического лица и невозможности регистрации таких изменений.

В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа поддержало доводы апелляционной жалобы.

Представитель Инспекции в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Материалами дела установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Артема образован как самостоятельное структурное подразделение администрации г. Артема  на основании постановления администрации г. Артема от 29.10.2002 № 1338 «О внесении изменений и дополнений в структуру администрации г. Артема», зарегистрировано в качестве юридического лица 14.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 1042500904258 Межрайонной ИФНС № 10 по Приморскому краю, о чем Инспекцией выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 25 № 250201001.

Решением Думы Артемовского городского округа от 20.12.2006 № 435 «О муниципальном учреждении Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа» (далее – Комитет) изменена организационно-правовая форма Комитета с наделением его статусом «муниципальное учреждение», а также установлено, что учредителем Комитета является Дума Артемовского городского округа.

Для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц муниципальное учреждение представило в Инспекцию следующие документы: заявление по форме № Р13001 о внесении изменений в сведения об организационно-правовой форме Комитета, заявление по форме № Р14001 об изменении руководителя Комитета, решение Думы Артемовского городского округа от 20.12.2006 № 435 «О муниципальном учреждении Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа».

12.01.2001 Инспекцией зарегистрированы изменения в отношении организационно-правовой формы и смены руководителя комитета, о чем выданы свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Поскольку налоговым органом не были внесены в ЕГРЮЛ  сведения о новом учредителе Комитета, заявитель письмом от 14.03.2007 № 595 вновь обратился в налоговый орган с просьбой внести изменения в ЕГРЮЛ в наименование учредителя муниципального учреждения, указав в качестве учредителя Думу Артемовского городского округа.

22.03.2007 Инспекцией вынесено решение «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов». Основанием для вынесения решения явилось непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, а именно заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме № Р14001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439. При этом налоговый орган указал заявителю на то, что статус учредителя юридического лица с организационно-правовой формой «учреждение» может быть получен только тем субъектом, который изначально принимает решение об учреждении (создании) юридического лица. Смена учредителя уже созданного юридического лица законодательством Российской Федерации не допускается.

Не согласившись с вынесенным решением налогового органа от 22.03.2007,  Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Материалами дела установлено, что в представленном в налоговый орган заявлении о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № 14001 при заполнении двух листов Г «Сведения об участниках юридического лица – юридических лицах»  заявитель в одном из них указал на прекращение обязательственного права у прежнего Учредителя Комитета - Администрации г. Артема, и возникновение такого права у нового Учредителя – муниципального учреждения Думы Артемовского городского округа.

Между тем из материалов дела следует, что Комитет по управлению  муниципальным имуществом администрации г. Артема создан администрацией г. Артема на основании постановления от 29.10.2002 № 1338 и согласно пункту 1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Артема, утвержденному Постановлением Главы города Артема от 04.10.2004 № 1167, является структурным подразделением администрации муниципального образования города Артема.

Пунктом 8.1 названного Положения установлено, что реорганизация и ликвидация Комитета может быть осуществлена по решению Главы города Артема в соответствии с действующим законодательством.

При заполнении в соответствии с Методическими разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными Постановления Приказом ФНС России от 01.11.2004, формы № Р14001, предусматривающей внесение изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, заявитель заполнил пункт 3.3 «Сведения об участниках юридического лица - юридических лицах», которое заполняется в случае внесения изменений в состав участников только хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью; предусмотренных для внесения изменений в сведения об участниках юридического лица, которые являются изменениями, связанными с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

Между тем заявитель с силу уставных документов является муниципальным учреждением.

В силу частей 1,2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Статус учредителя юридического лица с организационно-правовой формой «учреждение» может быть получен только тем субъектом, который изначально принимает решение об учреждении (создании) юридического лица. И таким лицом в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации являлось в данном случае муниципальное образование в лице администрации г. Артема.

При этом смена учредителя уже созданного юридического лица, имеющего организационно-правовую форму «учреждение» законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Кроме того, действующим законодательством, а также положениями Устава Артемовского городского округа, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу 20.06.2006, в статье 22 которого определены полномочия Думы Артемовского городского округа, не предусмотрена возможность последней как представительного органа быть учредителем при создании муниципального учреждения.

На основании вышеизложенного, решение налогового органа от 22.03.2007 «Об отказе в государственной

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А51-5341/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также