Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А24-6714/2007. Изменить решение

#G0

 

Пятый арбитражный апелляционный суд

г.Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2

  именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                                   Дело № А24-6714/2007

10 сентября 2008 г.                                                         05АП-1105/2008

Резолютивная часть постановления  оглашена в судебном заседании 09 сентября 2008 г., постановление в полном объеме  на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлено 10 сентября 2008 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего судьи:    Н.А. Скрипки

судей: И.Л. Яковенко, Л.Ю. Ротко

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ю. Ротко

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю

на решение от 30 июня 2008 г. по делу А24-6714/2007

Арбитражного суда Камчатской области  судьи Стриж Ж.А.

по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи»

к Министерству финансов Камчатского края, Министерству финансов РФ

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Государственное учреждение «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерство труда и социального развития Камчатского края, Управление федерального казначейства по Камчатскому краю,

о взыскании 159 726 рублей 02 копеек

при участии в судебном заседании представителей:

Стороны в судебное заседание не явились, извещены.

 

Установил:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» (далее – ОАО «Дальсвязь») обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском о взыскании с публичного образования – субъекта Российской Федерации – Камчатского края в лице его финансового органа Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области убытков в сумме 188 476 рублей 70 копеек, связанных с предоставлением истцом за счет собственных средств льгот за пользование услугами телефонной связи гражданам-инвалидам.

Определением суда от 21.02.2008 г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области на Министерство финансов Камчатского края. Этим же определением к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Определением суда от 30.05.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство труда и социального развития Камчатского края и Управление федерального казначейства по Камчатскому краю.

В судебном заседании 26.06.2008 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшена сумма иска до 159 726 рублей 02 копеек.

В судебном заседании 26.06.2008 судом отказано в удовлетворении ходатайства Министерства финансов РФ о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет с пора, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, поскольку прав и обязанностей названного лица судебный акт не затрагивает. Также отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании у истца дополнительных доказательств – удостоверений льготников, счета (квитанции) на о плату льготниками сумм за пользование услугами связи, договоры об оказании услуг связи со льготниками, нормативные документы о действующих тарифах в 2004 году, поскольку истец в нарушение статьи 66 АПК РФ не представил доказательств невозможности самостоятельного их получения.

Судом произведено изменение наименования ГУ «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» применительно к положениям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 30.06.2008 произведена замена Государственного учреждения «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», принято уменьшение требований до 159 726 рублей 02 копеек. С Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» взыскано 159 726 рублей 02 копеек убытков, 4 694 рубля 52 копейки госпошлины.  Открытому акционерному обществу «Дальневосточная компания электросвязи» из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная госпошлина в размере 795 рублей 26 копеек. Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края от ответственности освобожден.

Обжалуя решение суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю  просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонен довод о пропуске срока исковой давности, поскольку Министерство финансов РФ привлечено в качестве ответчика к участию в деле 21 февраля 2008 года, то есть после истечения срока исковой давности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец документально не доказал факт предоставления льготы по каждому лицу и понесенные в результате  убытки.

Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» в отзыве просит признать доводы заявителя апелляционной жалобы необоснованными, оставить решение суда без изменения.

Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи», Министерство финансов Камчатского края, Министерство финансов РФ, Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерство труда и социального развития Камчатского края, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В судебном заседании судом удовлетворено ходатайство Управления федерального казначейства по Камчатскому краю о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии с частями 2,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи», Министерства финансов Камчатского края, Министерства финансов РФ, Краевого государственного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерства труда и социального развития Камчатского края, Управления федерального казначейства по Камчатскому краю по имеющимся материалам дела.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение подлежит изменению в силу следующих обстоятельств:

Как следует из материалов дела, что ОАО «Дальсвязь» в период с января по декабрь 2004 года включительно, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляло льготу в виде 50-ти процентной скидки по оплате услуг телефонной связи жителями г. Елизово и Елизовского района Камчатского края, подпадающим по действие вышеуказанного закона, в результате чего понесло расходы в размере 159 726 рублей 02 копеек, которые до настоящего времени не компенсированы.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» с настоящим иском.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном.

В соответствии с пунктом 1 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных льгот производится за счет средств федерального бюджета. Действие указанных Правил продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80.

Согласно вышеназванным Правилам, возмещение операторам связи соответствующих расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ как главному распорядителю бюджетных средств, наделенному такими полномочиями на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 N 186-ФЗ, которое в пределах выделенных Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 №536 «О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и утвержденным им Порядком предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот, средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном фонде компенсаций и направляются субъектам РФ. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения. Действие указанного Порядка продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80.

Таким образом, средства на реализацию льгот, установленных федеральным законом, являются средствами федерального бюджета.

В соответствии со статьями 72, 76 Конституции РФ и статьей 6 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ от 24.06.1999 №119-ФЗ, разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

Согласно ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из федерального бюджета  финансируется обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджетных уровней.

Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Постановлениями Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы   для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Судом установлено, что в 2004 году из федерального бюджета Камчатской области на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»  перечислена субсидия в размере 52 813 000 рублей.

Указанная субсидия была в установленном порядке распределена между получателями. Управлению труда и социального развития администрации Камчатской области (правопредшественник Министерства труда и социального развития Камчатского края), через которого осуществлялись, в том числе, и расчеты по компенсации услуг телефонной связи, денежные средства были перечислены в сумме 16.272.000 руб., использованы в полном объеме, что подтверждается приложением № 3 к Закону Камчатской области о т 27.06.2005 г. № 355 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета на 2004 год».

Между тем, объем передаваемых средств не покрыл расходы истца на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В силу вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в соответствии со статьями 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.

В соответствии с

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А59-801/08-С13 . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также