Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А51-5353/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-5353/2015 04 августа 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 29 июля 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Е.Л. Сидорович, судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края, апелляционное производство № 05АП-6212/2015 на решение от 19.05.2015 судьи Д.В. Борисова по делу № А51-5353/2015 Арбитражного суда Приморского края по заявлению закрытого акционерного общества «Находка Марин Партнерс» (ИНН 2508098310, ОГРН 1112508007215, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.07.2011) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004) от 13.11.2014г. №07/82 в части штрафа, при участии: от закрытого акционерного общества «Находка Марин Партнерс»: не явились; от Инспекции федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края: представитель Коноваленко О.В. по доверенности от 01.07.2015 № 492 сроком на 1 год, удостоверение, УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Находка Марин Партнерс» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 13.11.2014 №07/82 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в виде штрафа в размере 2 158 923,50 руб., по статье 123 НК РФ за неправомерное не удержание и не перечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 8 540 186,80 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). Решением от 19.05.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение налогового органа в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС в сумме 1 727 138,8 руб., а также в части начисления штрафа по статье 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 6 832 149,44 руб., всего в сумме 8 559 288,24 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано. Не согласившись с принятым судебным актом в части снижения размера штрафных санкций, инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме. В обоснование жалобы инспекция указывает, что налоговыми органами были исследованы смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем штрафные санкции снижены в два раза, иные основания для снижения размера налоговой санкции, более чем в два раза отсутствуют. В частности, со ссылкой на судебную практику настаивает на отсутствие оснований для снижения налогоплательщику штрафных санкций по статье 123 НК РФ, поскольку общество допускает систематическое неперечисление в установленные сроки в бюджет удержанного НДФЛ, что не может находиться в причинно-следственной связи с финансовым положением общества, в силу того, что названный налог уплачивается из подлежащих выплате доходов физических лиц, а не за счет денежных средств заявителя. Кроме того, налоговый орган считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о несоразмерности доначисленного налога в сумме 38 149 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 2 158 923,50 руб., поскольку заявитель был привлечен к ответственности за несоблюдение пункта 4 статьи 81 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012. Доводы апелляционной жалобы представитель налогового органа в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал в полном объеме. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее. ИФНС России по г. Находке на основании решения заместителя начальника Инспекции от 09.12.2013 №07/335 проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Находка Марин Партнерс» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, а так же налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010 по 30.11.2013. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 03.10.2014 №07/26, рассмотрев который, инспекцией вынесено оспариваемое решение от 13.11.2014 №07/82 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». В соответствии с указанным решением ЗАО «Находка Марин Партнерс» дополнительно начислены платежи в общей сумме 20 248 553,32 руб., в том числе: налоги в сумме 3 632 635 руб., штрафы, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 4 317 847 руб., статьей 123 НК РФ в размере 8 642 525 руб., пени в размере 3 655 546,32 руб.; уменьшены убытки по налогу на прибыль организаций на сумму 1 918 199 руб.; предложено перечислить суммы удержанного, но не перечисленного НДФЛ в сумме 3 552 098 руб.; удержать неудержанный НДФЛ и перечислить его в бюджет в сумме 77 370 руб. или сообщить о невозможности его удержания. Не согласившись с решением ИФНС России по г. Находке от 13.11.2014 №07/82 ЗАО «Находка Марин Партнерс» обратилась с апелляционной жалобой от 18.12.2014 №20010-1-535 в УФНС России по Приморскому краю. Решением УФНС России по Приморскому краю от 12.02.2015 №13-09/033 апелляционная жалоба ЗАО «Находка Марин Партнере» от 18.12.2014 удовлетворена в части уменьшения размера налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ на 2 158 923,50 руб. в связи установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, а также в части излишне исчисленных штрафных санкций по статье 123 НК РФ по НДФЛ в сумме 102 338,60 руб. ЗАО «Находка Марин Партнерс» не согласилось с решением ИФНС России по г.Находке от 13.11.2014 №07/82 и обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г.Находке №07/82 от 13.11.2014 в части привлечения к налоговой ответственности. Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего. Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 23 НК РФ). Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Согласно пункту 3 статьи 24 НК налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ). Статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства (помимо указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 112 НК РФ), которые могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговой санкции (пункт 4 статьи 112 НК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 №13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо. На основе указанных норм НК РФ судом в качестве смягчающих во внимание могут быть приняты любые обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве таковых по усмотрению суда. Перечень таких обстоятельств является открытым и может быть дополнен судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности и с учетом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе изменить оспариваемое решение налогового органа в части определения размера налоговой санкции. Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства - возможность уменьшать штраф - согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, справедливости наказания и его соразмерности тяжести совершенного нарушения. Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав налогоплательщика и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ, статьям 137, 138 НК РФ. Кроме того, необходимо учитывать, что налоговые санкции имеют адвалорный характер, выраженный в процентах по отношению к сумме неперечисленного налога, а не фиксированный размер в твердой сумме. При этом налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер, имеет карательно-превентивный характер, что требует учета действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания. В соответствии с разъяснениями в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса. Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, обстоятельства дела, доводы сторон по правилам, предусмотренным статьями 65 - 71 АПК РФ, учитывая действие принципов индивидуализации и соразмерности наказания, судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера штрафов в пять раз, признав в качестве таковых тяжелое финансовое положение налогоплательщика, самостоятельное выявление и исправление ошибки, допущенной при исчислении НДС за 1 квартал 2012, оплату в полном объеме доначисленного НДФЛ до принятия решения по апелляционной жалобе на основании платежного ордера №1 от 19.01.2015. Поскольку согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 12.10.2010 №3299/10, частичное применение налоговым органом положений статьи 112 НК РФ не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства даже в отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств, довод инспекции о том, что налоговыми органами были исследованы смягчающие Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А51-6771/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|