Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу n А59-6231/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-6231/2014

03 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 30 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего И.С. Чижикова,

судей Л.А. Мокроусовой, Л.Ю. Ротко,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Дальневосточная логистическая компания»

апелляционное производство № 05АП-4368/2015

на решение от 30.03.2015

судьи С.А. Назаровой

по делу № А59-6231/2014  Арбитражного суда Сахалинской области

по иску общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточная логистическая компания» (ОГРН 1102537004624, ИНН 2537084344)

к открытому акционерному обществу «Корсаковский морской торговый порт» (ОГРН 1026500781922, ИНН 6504020825)

о понуждении заключить договор,

при участии:

от истца – представитель Сергеева Е.Б. (доверенность № 11 от 04.03.2015, паспорт);

от ответчика – представитель Рыжова А.А. (доверенность от 20.04.2015, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточная логистическая компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Корсаковский морской торговый порт» о понуждении заключить договор перевалки грузов в Корсаковском морском порту на условиях проекта договора на обработку и обслуживание судом от 26.09.2014.

         Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.03.2015 в удовлетворении иска отказано.

         Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Дальневосточная логистическая компания» обжаловало его в порядке апелляционного производства. В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы приводит доводы о неверном толковании судом первой инстанции положений Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о морских портах), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Считает неправильным вывод суда о том, что перевалка поступивших на судах грузов к услугам, обычно оказываемым в морском порту не относится. По мнению заявителя жалобы, судом  неверно определен круг обстоятельств, подлежащих доказыванию. Выражает несогласие с выводом суда о том, что в данных правоотношениях ответчик не является доминирующим по отношению к истцу, а проект договора не является публичным.

         До начала судебного заседания через канцелярию суда поступил письменный отзыв ответчика на апелляционную жалобу и возражения истца на отзыв ответчика, которые судом приобщены к материалам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции заслушаны пояснения представителей сторон, которые поддержали свои доводы и возражения, изложенные в письменном виде.

  Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в портах и (или) транспортных терминалах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей г. Корсаков Сахалинской области, зарегистрирован в реестре ФСТ РФ, регистрационный номер 65/3/1.

Также открытое акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке услуг по погрузке (разгрузке) судов в территориальных границах Сахалинской области долю свыше 50%.

         ООО «Дальневосточная логистическая компания» является экспедитором и генеральным грузовым агентом каботажной судоходной линии «ДВЛК Сахалин» (регистрационный номер линии ДВ-1/69) с основными портами захода Владивосток, Корсаков и факультативным портом Восточный, осуществляющий завоз на о. Сахалин продовольствия, товаров народного потребления, автотехники и строительных материалов.

Сопроводительным письмом от 26.09.2014 № 127 истец в адрес ответчика посредством почтовой, факсимильной и электронной связи, со ссылкой на статью 426 ГК РФ и статью 20 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» направил для рассмотрения и подписания проект договора (на обработку и обслуживание судов) по выполнению комплекса работ и оказанию услуг по переработке (погрузке, разгрузке, перегрузке) грузов, перевозимых на судах, агентируемых истцом.

Указанное письмо возвратилось с отметкой «истек срок хранения», ответа от ответчика не последовало.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу пункта 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно пункту 2 статьи 432 ГК РФ договор может заключаться посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В силу положений пункта статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в предложенном проекте договора определены услуги, которые в понятие услуг, обычно оказываемых, в морском порту не входят.

При этом суд указал на отсутствие доказательств того, что уклонение ответчика от заключения договора препятствует истцу осуществлять свою деятельность в отсутствие договора с портом. Помимо указанного, судом сделан вывод о том, что договор на обслуживание судов не является публичным, поскольку порт не является доминирующим по отношению к истцу.

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона о морских портах данный Закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах. Особенности государственного управления, а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Согласно пункту 2 статьи 1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются данным Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым названным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта (пункт 1 статьи 9 КТМ).

В пункте 1 статьи 17 Закона о морских портах установлено, что в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

В силу пункта 2 названной статьи правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами. Таким образом, оказание услуг морскими портами является составляющей их экономической деятельности, которая урегулирована законодательством Российской Федерации и осуществляется под публичным контролем.

При этом возмездное оказание услуг, связанных с обслуживанием судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживанием пассажиров, осуществлений операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, представляет собой реализацию гарантируемых в Российской Федерации единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) и производится морскими портами в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из пункта 2 статьи 779 ГК РФ, применяются правила главы 39 ГК РФ.

В частности услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза. По договору перевалки груза одна сторона (оператор морского терминала) обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза и выполнить другие определенные договором перевалки груза услуги и работы, а другая сторона (заказчик) обязуется обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме и (или) своевременное получение груза и его вывоз. По договору перевалки груза заказчиком может выступать грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юридическое лицо (пункты 1, 2 статьи 20 Закона о морских портах).

В соответствии с приложением № 1 к приказу Федеральной службы по тарифам от 05.06.2012 № 137-т/3 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России» ОАО «Корсаковский МТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах под номером 124.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с изложенным, а также тем, что государственное регулирование деятельности порта осуществляется ФСТ России, договор на обслуживание судов в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором, то есть соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отказ порта от заключения публичного

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу n А59-5944/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также