Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А24-3522/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-3522/2014

14 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Контрольно-счетной палаты Камчатского края и открытого акционерного общества «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию»

апелляционные производства № 05АП-2948/2015, 05АП-3165/2015

на решение от 24.02.2015

судьи Довгалюка Д.Н.

по делу № А24-3522/2014 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению открытого акционерного общества «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (ИНН 4101112460, ОГРН 1064101069647, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.10.2006)

к Контрольно-счетной палате Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.06.2008)

третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края

о признании недействительным в части предписания от 30.06.2014 № 04,

при участии:

от Контрольно-счетной палаты Камчатского края: представитель Павленко С.А. по доверенности от 25.12.2014 № 1103/КСП сроокм до 31.12.2015, паспорт;

от ОАО «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию»: представитель Брославский М.М. по доверенности от 24.07.2014 № 1 сроком на 1 год, паспорт;

от Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края: не явились,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, КСП Камчатского края) от 30.06.2014 № 04 в части, обязывающей общество предоставить в налоговый орган по месту регистрации уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2012 год с доплатой в сумме 187 200 рублей, за 2013 год с доплатой в сумме 634 400 рублей, а также перечислить в доход краевого бюджета доход в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ за 2012 год в сумме 748 800 рублей, за 2013 год в сумме 2 537 100 рублей.

Определением суда от 15.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее – Министерство), осуществляющее полномочия единственного акционера общества.

Решением суда от 24 февраля 2015 года требования общества удовлетворены частично. Обжалуемое предписание признано недействительным в части возложения обязанности представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2013 год с доплатой в сумме 353 600 рублей, а также в части возложения обязанности перечислить в доход краевого бюджета доход в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ за 2012 год в сумме 748 800 рублей, за 2013 год в сумме 2 537 100 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.

Не согласившись с судебным актом, открытое акционерное общество «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и Контрольно-счетная палата Камчатского края обратились с апелляционными жалобами.

Обжалуя решение суда в части отказа в удовлетворении требований, общество считает, что счетной палате, как органу, созданному для осуществления финансового контроля, не могло быть передано право контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, поскольку указанное право принадлежит Федеральной налоговой службе Российской федерации. По мнению заявителя, Контрольно-счетная палата, обязывая общество представить в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль, превысила свои полномочия, что означает перераспределение полномочий органов государственной власти в налоговой сфере вопреки предписаниям федерального законодательства.

Кроме того, ссылаясь на апелляционное определение судебной коллегии Камчатского краевого суда по делу № 2-11506/14 от 20.11.2014, которым предписание КСП Камчатского края от 30.06.2014 № 04 в части возложения на директора общества обязанности возвратить в кассу денежные средства в сумме 2 340 000 рублей признано незаконным, настаивают на том, что общество законно и обоснованно включило в расходы заработную плату директора в отчетном периоде, что также свидетельствует о незаконности предписания в части представления в налоговый орган уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2012 и 2013 год.

Контрольно-счетная палата Камчатского края, в свою очередь, обжалует судебный акт в части удовлетворения требований общества. Ссылаясь на статьи 41, 42, 57 Бюджетного кодекса Российской федерации, учитывая, что единственным акционером ОАО «КАИЖК» является субъект Российской федерации – Камчатский край, прибыль общества в сумме 748 800 рублей и за 2013 год в сумме 2 537 100 рублей подлежит перечислению в доход  бюджета Камчатского края. Как считает КСП Камчатского края, ссылка в решении суда на пункты 8.1, 8.4, 8.5 Устава общества как на основание обязанности общества выплачивать соответствующие дивиденты только на основании решения общего собрания акционеров (в рассматриваемом случае на основании решения  Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края как единственного акционера), является необоснованной, поскольку Устав общества не должен подменять собой нормы законодательства РФ, поскольку требование о перечислении части прибыли,  приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ в бюджет предусмотрено Бюджетным кодексом РФ.

В части признания судом незаконным предписания в части обязания  общества предоставить уточненные декларации по налогу на прибыль за 2013 год с доплатой 353 600 рублей (эпизод по внереализационным доходам, полученным в виде процентов по депозитному вкладу), по мнению КСП, у суда не было оснований учитывать факт самостоятельной сдачи обществом уточненных деклараций, отражающих спорную сумму дохода, поскольку на момент вынесения обжалуемого предписания КСП Камчатского края не располагало данными о сдаче таких деклараций в налоговый орган, общество в своих возражениях на акт проверки об этом не заявляло.

Также КСП Камчатского края считает необоснованными выводы суда о не подтверждении факта завышения обществом расходов на сумму 7 300 рублей, связанных с приобретением монитора. Контрольно-счетная палата настаивает, что так как монитор приобретался по договору между ООО «Домотехника-Камчатка» и физическим лицом Пермяковым С.В., общество не могло отнести сумму, связанную с приобретением монитора, в состав расходов ОАО «КАИЖК».

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,  правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела КСП Камчатского края проведена проверка эффективности использования государственных вложений в уставный капитал ОАО «Камчатское агентство по ипотечному и жилищному кредитованию» и реализации им своих уставных целей и задач за 2012-2013 годы.

Результаты проверки отражены в отчете аудитора, утвержденном Коллегией КСП Камчатского края 30.06.2014.

По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание от 30.06.2014 № 04, которое, в том числе, обязывает общество предоставить в налоговый орган по месту регистрации уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2012 год с доплатой в сумме 187 200 рублей, за 2013 год с доплатой в сумме 634 400 рублей, а также перечислить в доход краевого бюджета доход в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ за 2012 год в сумме 748 800 рублей, за 2013 год в сумме 2 5371 00 рублей.

Не согласившись с предписанием КСП Камчатского края в указанной части, полагая, что данное предписание нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.

Отношения, связанные с осуществлением государственного (муниципального) финансового контроля, регулируются Бюджетным кодексом РФ. В соответствии со статьей 265 БК РФ контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) является внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Согласно части 3 статьи 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Деятельность контрольно-счетной палаты как органа власти регулируется нормами Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Основные полномочия контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации определяются статьей 9 указанного закона. Помимо перечисленных в данной статье полномочий, контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия Контрольно-счетной палаты Камчатского края регулируются Законом Камчатского края от 16.09.2011 № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края», в соответствии со статьей 4 которого КСП Камчатского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Камчатского края.

Согласно статье 10 названного Закона,  КСП Камчатского края осуществляет, в том числе: контроль за исполнением краевого бюджета;  организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Камчатского края, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Камчатскому краю.

Осуществляя контроль за исполнением краевого бюджета, КСП вправе проверять полноту и правильность формирования доходов соответствующих бюджетов, в том числе неналоговых доходов бюджета.

В силу положений статей 42, 57 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемым за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, относятся доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В этой связи, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах, являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля (абзац 7 части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» учреждено распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Камчатского края от 09.10.2006 № 102-р.

В соответствии с Уставом (с учетом изменений, зарегистрированных налоговым органом 12.02.2013) единственным учредителем и акционером общества является субъект Российской Федерации – Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.

Таким образом, КСП Камчатского края имела полномочия проверить правильность формирования открытым акционерным обществом «Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Камчатского края, в данном случае в виде дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту Российской Федерации.  При этом, поскольку вопросы формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в том числе, правомерность отнесения тех или иных расходов к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, а также суммы начисленных налогов влияют на правильность исчисления чистой прибыли, которая впоследствии может быть распределена в виде дивидентов, правильность отнесения таких затрат и занижения налоговой базы по налогу на прибыль подлежат проверки КСП только в аспекте формирования чистой прибыли (финансового результата) по бухгалтерскому учету.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлен факт незаконного начисления и выплаты директору Общества Пермякову С.В. заработной платы за 2012 год в размере 936 000 рублей и за 2013 год в размере 1 404 000 рублей, а всего 2 340 000 рублей.

Проверкой установлено, что в результате незаконного начисления директору заработной платы общество неправомерно занизило налоговую базу по налогу на прибыль организаций в сумме 936 000 рублей за 2012 год и в сумме 1 404 000 рублей за 2013 год, что привело к получению необоснованной налоговой выгоды в сумме неуплаченного

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А24-6198/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также