Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n А51-3528/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

Пятый арбитражный апелляционный суд

690007, г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Еарбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                      Дело № А51-3528/2008 29-125

«12» августа 2008 г.                                                 05АП-643/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2008 г. Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2008 г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего:   Симоновой Г.А.

судей: Еремеевой О.Ю., Бац З.Д.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.

 

при участии в судебном заседании представителей:

извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания стороны явку представителей в суд не обеспечили

 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского хозяйства Сергеевой Валентины Сергеевны

на решение  от  «07» июня 2008 г. по делу № А51-3528/2008 29-125

Арбитражного суда Приморского края судьи Голуб Е.И.

по заявлению Главы крестьянского хозяйства Сергеевой В.С.

к Главе администрации Кавалеровского муниципального района

о признании незаконными действий

 

Установил: Глава крестьянского хозяйства Сергеева В.С. (далее по тексту – «заявитель») обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Главы администрации Кавалеровского муниципального района (далее по тексту – «ответчик») к понуждению межевания земельного участка, принадлежащего заявителю на праве пожизненного наследуемого владения.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07 июня 2008 года в удовлетворении заявленных требований Главе крестьянского хозяйства Сергеевой В.С. было отказано.

Сергеева В.С. с решением суда не согласилась и обратилась в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Податель жалобы полагает, что вывод Арбитражного суда Приморского края о том, что в государственном акте № ПК-04-07002004 не отражено изъятие участка площадью 1,45 га, не соответствует действительности.

Кроме того, по мнению заявителя, Арбитражным судом Приморского края была неправомерно применена статья 37 ЗК РФ, так как перевод земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении, в собственность не является сделкой купли-продажи.

Также заявитель считает, что судом неправомерно не приняты во внимание разъяснения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Приморскому краю от 21.10.2004 г., Федеральной службы Земельного кадастра России от 10.04.2003 г., Федерального агентства Кадастра объектов недвижимости от 25.12.2006 г., не учтены положения ст. 421 ГК РФ.

Глава крестьянского хозяйства Сергеева В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Главы администрации Кавалеровского муниципального района также в заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Руководствуясь частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела, за крестьянским хозяйством Сергеевой В.С. постановлением № 345 «Об отводе земельных участков и регистрации крестьянских хозяйств» от 25.05.1993 г. на основании производственных работ в натуре закреплены земли в пожизненное наследуемое владение общей площадью 20,11 га, в т.ч. 1,6 га пашни, 9 га пастбищ, 8,55 га сенокосов, 0,98 га под хозяйственные постройки.

Постановлением № 914 от 06.08.1999 «Об упорядочении земли» в связи с отказом владельца у крестьянского хозяйства Сергеевой В.С. изъят земельный участок площадью 1,45 га сенокосов в пади Матьянза с. Суворово.

Глава крестьянского хозяйства Сергеева В.С. обращалась в администрацию Кавалеровского муниципального района с заявлениями о переоформлении земельного участка в собственность.

Письмами от 14.05.2007, 30.08.2007, 11.10.2007, 28.12.2007 глава администрации Кавалеровского муниципального района разъяснил заявителю, что для решения вопроса по существу необходимо представить дополнительные документы. Только после предоставления кадастрового плана земельного участка, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, будет принято решение по существу заявления.

Глава крестьянского хозяйства Сергеева В.С., посчитав указанные ответы неправомерными действиями главы администрации к понуждению межевания земельного участка, обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании их незаконными.

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 05.02.2007 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 05.02.2007 г.) права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В примечании к данной статье указано, что переоформление права на земельный участок включает в себя:

подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;

принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции от 19.06.2007 г.) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Поскольку в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 05.02.2007 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется за плату, к отношениям по приватизации таких участков применяются правила, установленные для купли-продажи земельных участков.

Следовательно, при вынесении решения Арбитражный суд Приморского края правомерно руководствовался статьей 37 Земельного кодекса РФ, устанавливающей особенности купли-продажи земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Как следует из представленного в материалы дела кадастрового плана земельного участка от 29 мая 2007 г. № 7/07-0599 земельный участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении Крестьянского хозяйства Сергеевой Валентины Сергеевны, площадью 186200 кв.м. имеет кадастровый номер 25:04:13 02 02:0155. Таким образом, данный земельный участок является учтенным.

Вместе с тем, в кадастровом плане указано, что площадь является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

При изъятии у крестьянского хозяйства Сергеевой В.С. части земельного участка постановлением № 914 от 06.08.1999 в государственный акт в графу «Изменения границ и размеров земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании» была внесена запись об изъятии части земельного участка площадью 1,45 га.

Однако, в нарушение пункта 3.4. Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ 09.03.1992 г., которая действовала на момент изъятия части земельного участка, в разделе государственного акта «Чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании» не внесены соответствующие изменения. Старые границы должны были быть перечеркнуты короткими штрихами красной тушью, что не было сделано, как следует из представленной копии государственного акта.

Таким образом, достоверно установить, какая именно часть земельного участка и в каких границах была изъята, не представляется возможным.

Статьей 554 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В статье 22 ФЗ «О государственном земельном кадастре» указано, что в случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади и (или) местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской, предоставляемой ему в соответствии с правилами настоящей статьи, выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение указанных сведений осуществляется в порядке, установленном законом для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, при подаче правообладателем такого земельного участка или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и перечисленных в указанной справке документов.

Статьей 19 данного закона установлено, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков (в том числе и для уточнения сведений о площади и (или) местоположении границ определенного земельного участка), заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

В соответствии с п. 1.2. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996 г. установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Согласно Письму Федеральной службы земельного кадастра России от 10.04.2003 г. № СС/270 «О проведении территориального землеустройства» межевание земельного участка как мероприятие по установлению на местности границ земельных участков является необходимым и обязательным в том случае, если без его проведения невозможно идентифицировать положение земельного участка и его границ на местности, а, следовательно невозможно его использование без нарушения прав собственников смежных с ним земельных участков.

Поскольку невозможно достоверно установить, какая именно часть земельного участка была изъята, в каких границах земельный участок остался в пожизненном наследуемом владении крестьянского хозяйства, учитывая положения пункта 1.2. Инструкции по межеванию земель, которые устанавливают необходимость проведения межевания при

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n А51-6100/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также