Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А51-5554/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                             Дело №А51-5554/2008 32-117

22 июля 2009г.                                                                      №05АП-790/2009

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 16.07.2009. Полный текст постановления изготовлен 22.07.2009.

Пятый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Л.Ю. Ротко

судей И.С. Чижикова, С.В. Шевченко

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич

при участии в заседании:

от истца – Кузина А.Е. (уд.№III 001887 от 19.07.2007, дов.№610 от 06.10.2008);

от ответчика –Курбала Л.М. (паспорт 0508 №544901, дов.№14/57-08 от 01.12.2008), Елизарьев С.В. (паспорт 0503 №881575, дов.№14/05-09 от 01.01.2009);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт»

на решение Арбитражного суда Приморского края

от 20.01.2009 по делу  №А51-5554/2008 32-117 судьи В.В. Овчинникова

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога»

к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт»

о взыскании 536 руб. 19 коп.,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» с иском о взыскании 536 руб. 19 платы за пользование вагонами, предусмотренной статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Решением суда от 20.01.2009 исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворены в полном объеме.

Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, общество с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании ответчик в лице своего представителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции в лице своего представителя, по апелляционной жалобе возразил.

Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор от 20.11.2006 №355 на эксплуатацию железнодорожного  пути необщего пользования по станции Крабовая.  Договор заключен на срок до 20.09.2007 (с учетом соглашения от 28.12.2006).

Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по телефонному уведомлению, которое заносится в книгу уведомлений формы ГУ-2ВЦ. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца пути заблаговременно (с учетом протокола разногласий).

Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожные пути необщего пользования, составляет не более 32 вагонов и 16 вагонов при подаче одиночным локомотивом (пункт 8).

В соответствии с пунктом 21 договора владелец уплачивает перевозчику, в том числе,  плату за пользование вагонами перевозчика, а также несет ответственность, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Плата вносится по ведомостям на подачу и уборку вагонов и актам общей формы.

Установлено, что 14.09.2007 в адрес общества с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» на станцию Крабовая прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Крабовая вследствие невозможности подачи их под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки свыше технологического времени.

О прибытии вагонов и времени их подачи ответчик был извещен, что под тверждается выписками из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако в установленные сроки общество с ограниченной ответственностью «РН Находканефтепродукт» прием не осуществило.

Данный факт зафиксирован истцом в акте общей формы №3/600511, на основании которого открытым акционерным обществом «Российские железные дороги»  составлена ведомость подачи и уборки вагонов №901828.

Из расчета суммы исковых требований, ведомости подачи и уборки вагонов №901828, акта общей формы №3/600511, следует, что 536 руб. 19 коп. составляет плата за пользование вагонами, не принадлежащих открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» открытое акционерное общество  «Российские железные дороги»  относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 №35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство №2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава следует, что данная норма не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими «Российские железные дороги», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Крабовая, заключенным между открытым акционерным обществом  «Российские железные дороги» и обществом с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт», не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования, и не определен размер такой платы.

При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что настоящие исковые требования, составляющие плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, удовлетворению не подлежат, а состоявшееся по делу решение суда согласно пункту 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2009 по делу  №А51-5554/2008 32-117  отменить.

В иске отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» 1000 руб. (одна тысяча) расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Выдать исполнительный лист.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.

Председательствующий:                                              Л.Ю. Ротко

Судьи:                                                                           И.С. Чижиков

С.В. Шевченко

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А51-5469/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также