Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А51-12823/2007. Изменить решение

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                      Дело №А51-12823/2007 13-534/36

 22 июля 2009г.                                                               №05АП-2159/2009

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 16.07.2009. Полный текст постановления изготовлен 22.07.2009.

                                               

Пятый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Л.Ю. Ротко

судей И.С. Чижикова, С.В. Шевченко

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич

при участии в заседании: 

от истца – Кузина А.Е. (уд.№III 001887 от 19.07.2007, дов.№610 от 06.10.2008);

от ответчика –Курбала Л.М. (паспорт 0508 №544901, дов.№14/57-08 от 01.12.2008), Елизарьев С.В. (паспорт 0503 №881575, дов.№14/05-09 от 01.01.2009);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт»

на решение Арбитражного суда Приморского края

от 06.04.2009 по делу  №А51-12823/2007 13-534/36 судьи Н.А. Анасенко

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога»

к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт»

о взыскании 3369 руб. 96 коп.,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» с иском о взыскании 3369 руб. 96 плата за пользование вагонами, предусмотренная статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Решением суда от 06.04.2009 исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворены в полном объеме.

Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, общество с ограниченной ответственностью  «РН-Находканефтепродукт» просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании ответчик в лице своего представителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции в лице своего представителя, по апелляционной жалобе возразил, указал на законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда

Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор от 20.11.2006 №355 на эксплуатацию железнодорожного  пути необщего пользования по станции Крабовая.  Договор заключен на срок до 20.09.2007 (с учетом соглашения от 28.12.2006).

Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по телефонному уведомлению, которое заносится в книгу уведомлений формы ГУ-2ВЦ. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца пути заблаговременно (с учетом протокола разногласий).

Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожные пути необщего пользования, составляет не более 32 вагонов и 16 вагонов при подаче одиночным локомотивом (пункт 8).

Пункт 11 договора предусматривает передачу ответчиком уведомления о готовности вагонов к уборке по телефону с последующей дачей письменного подтверждения.

В соответствии с пунктом 21 договора владелец уплачивает перевозчику, в том числе,  плату за пользование вагонами перевозчика, а также несет ответственность, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Плата вносится по ведомостям на подачу и уборку вагонов и актам общей формы.

Установлено, что с 16.03.2007 по 22.03.2007, 11.07.2007 в адрес общества с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» на станцию Крабовая прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Крабовая вследствие невозможности подачи их под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки свыше технологического времени.

О прибытии вагонов и времени их подачи ответчик был извещен, что под тверждается выписками из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако в установленные сроки общество с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» прием не осуществило.

Данный факт зафиксирован истцом в актах общей формы №№600131, 600339, 600336, 600350, 600353, на основании которых открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» составлены ведомости подачи и уборки вагонов №№900451, 901235, 901223, 901267, 901275.

Указанные акты и ведомости предъявлены на подпись представителям ответчика, однако, в нарушение пункта 2.3.5. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ №45 от 18.06.2003, ответчиком не подписаны, разногласия и возражения по перечисленным документам также в суточный срок не представлены.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии сними правилами.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Из расчета суммы исковых требований, подтвержденного материалами дела, следует, что 1558 руб. 31 коп. составляет плата за пользование вагонами, не принадлежащих открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ведомости №№901235, 901223, 901267, 901275).  

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» открытое акционерное общество  «Российские железные дороги»  относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 №35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство №2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава следует, что данная норма не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими «Российские железные дороги», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Крабовая, заключенным между открытым акционерным обществом  «Российские железные дороги» и обществом с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт», не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования, и не определен размер такой платы.

При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что настоящие исковые требования в части взыскания 1558 руб. 31 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, удовлетворению не подлежат.

Что касается исковых требований в части взыскания 1811 руб. 65 коп., составляющих плату за пользование вагонами железной дороги, то суд первой инстанции исследовав обстоятельства дела и дав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценку представленным в материалы дела доказательствам, пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Так, статьями 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 №45 (далее - Правила составления актов) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина  задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.

Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.

Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации представлены вышеперечисленные акты общей формы. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки (занятость фронта выгрузки); отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя (ООО «РН-Находканефтепродукт») от подписания актов отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей дороги.

Представленные в материалы дела истцом акты общей формы, ведомости, составлены в соответствии с Правилами составления актов, ведомости составлены в соответствии с §87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности (являющейся приложением №2 к указанию МПС России от 15 августа 2003№Ш-865у), и являются надлежащими доказательствами простоя вагонов на станционных путях.

Согласно пункту 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железно-дорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа «подпись» перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.

При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением». Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы, что сделано ответчиком не было.

Факт предъявления ответчику актов общей формы и соответственно отказ от подписи зафиксирован в актах общей формы №№604013, 604047, 604044, 604045, 600349, 600351 согласно пункту 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных 18.06.2003 приказом МПС №45.

Факт извещения ответчика о готовности вагонов к выгрузке подтвержден выпиской из книги уведомлений формы ГУ-2ВЦ о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которой указаны номера вагонов,

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А51-1384/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также