Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу n А24-1962/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А24-1962/2008

16 июля 2009 г.

№ 05АП-1974/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 09 июля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2009 г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: И.С. Чижикова

судей: Л.Ю. Ротко, Н.А. Скрипка

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич

при участии:

стороны не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа

на решение от  24.03.09

судьи  Алексеевой Ж.П.

по делу № А24-1962/2008 Арбитражного суда Камчатского края  

по иску (заявлению) ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"

к Петропавловск-Камчатскому городскому округу, Департаменту экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа

третьи лица: МУ "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г.Петропавловска-Камчатского", Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа

о взыскании 19 915 855 руб. 12 коп.

           УСТАНОВИЛ:

         

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с исковым заявлением о взыскании с Петропавловск- Камчатского городского округа в лице Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке субсидиарной ответственности задолженности муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» в размере 25 128 957,18 рублей.

Определением от 09 февраля 2009 года суд: принял уменьшение истцом исковых требований до 19 915 588,12 рублей; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.

Решением суда от 24.03.2009 с Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» взыскано  19 915 588 рублей 12 копеек в порядке субсидиарной ответственности по долгам Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска- Камчатского».

Не согласившись с решением суда, Департамент экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы указал, что не является главным распорядителем бюджетных средств Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска- Камчатского» по ведомственной принадлежности для основного должника.

Истец в письменном отзыве на жалобу с ее доводами не согласился, указав, что главный распорядитель бюджетных средств на 2009 год не установлен, однако данный факт не может являться препятствием для привлечения должника к субсидиарной ответственности. Решение просит оставить без изменения.

Стороны в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие сторон по правилам ст. 156 АПК РФ.

Исследовав   материалы   дела,   проверив   правильность   применения арбитражным   судом   первой   инстанции   норм   материального   и процессуального   права,   арбитражный   суд   апелляционной   инстанции установил следующее.

 

         Решением Арбитражного суда Камчатской области от 20.05.2005 года по делу № А24-3938/01-16, с МУ «ДСЗ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» в пользу ОАО «Камчатскэнерго» взыскано 25 128 957,18 задолженности по договору № 77 от 01.02.1999г.

Постановлением кассационной инстанции от 04.10.2005г. названное решение

оставлено без изменения.

Во исполнение принятого судебного акта взыскателю (ОАО «Камчатскэнерго») 30.06.2005г. выдан исполнительный лист, который впоследствии предъявлен Обществом для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

01.11.2005г. указанный исполнительный лист возвращен ОАО  «Камчатскэнерго» без исполнения на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ввиду отсутствия у должника счетов в кредитных организациях, а также денежных средств, на которые может быть обращено взыскание, либо имущества, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно и на которое может быть обращено взыскание.

В соответствии с требованиями, предусмотренными главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, истец направил исполнительный лист № А24-3938/01-16 в Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области, как органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых  счетов муниципальных и бюджетных учреждений, для исполнения.

Уведомлением от 03.08.2006г. № 38-02-06/1299 Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области сообщило ОАО «Камчатскэнерго» о неисполнении должником

требований исполнительного документа, а также о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета – Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ведении которого находится должник.

19.02.2007г. уведомлением № 38-02-06/387 исполнительный лист № А24- 3938/01-16 от 20.05.2005г. возвращен взыскателю.

 

В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекции службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" г. Петропавловск-Камчатский.

 

МУ «ДСЗ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» создано администрацией г.Петропавловска-Камчатского. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Уставом МУ «ДСЗ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» предусмотрено, что учреждение является некоммерческой организацией, содержится за счет городского бюджета по смете расходов. Предметом деятельности ответчика является оперативное управление муниципальным жилищным фондом с целью создания условий предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

При недостаточности у учреждения средств субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник его имущества (п.1.5. Устава).

Согласно п.3.1. Устава имущества учреждения формируется из муниципального имущества, имущества, приобретенного за счет средств городского бюджета и за счет доходов от разрешенных учредителем видов предпринимательской деятельности. Учредитель обеспечивает учреждение необходимыми техническими средствами, предоставляет помещение и финансирует их содержание.

 

Таким образом, суд первой инстанции верно определил лицо, которое должно нести субсидиарную ответственность - собственник имущества должника - Петропавловск-Камчатский городской округ.

Также судом правильно указано, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должен выступать главный распорядитель бюджетных средств - Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловска-Камчатского городского округа, поскольку последний является финансовым органом администрации и доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, отсутствие информации о том, кто является главным распределителем средств бюджета Петропавловск-Камчатского ГО не может являться препятствием для привлечения надлежащего лица к субсидиарной ответственности.

Доводы заявителя жалобы о том, что он  не является главным распределителем средств бюджета оценивались судом первой инстанции и правомерно им отклонены.

Установив, что взысканная по решению суда от 20.05.2005 года по

делу № А24-3938/01-16 сумма 25 128 957,18 руб. погашена МУ «ДСЗ по ЖКХ г.

Петропавловска-Камчатского» на 5 213 369,06 рублей, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования, взыскав в субсидиарном порядке оставшуюся часть долга с  Петропавловск-Камчатского городского округа как собственника имущества Муниципального учреждения "Дирекции службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" г. Петропавловск-Камчатский.

 

С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Заявителем жалобы к апелляционной жалобе приложена заявка на кассовый расход № 258 от 03.04.2009. Однако платежного документа о перечислении 1 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе Департаментом в бюджет не представлено, в связи с чем судом апелляционной инстанции не может быть рассмотрен вопрос об ее возврате.

 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

                                                                            

Решение арбитражного суда Камчатского края от 24.03.2009г. по делу № А24-1962/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

И.С. Чижиков

Судьи:

Л.Ю. Ротко

Н.А. Скрипка

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу n А51-7753/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также