Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу n А51-2188/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А51-2188/2009 «09» июля 2009 г. № 05АП-1806/2009 Резолютивная часть постановления оглашена «09» июля 2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено «09» июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Бац З.Д. судей: Еремеевой О.Ю., Сидорович Е.Л. при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А. при участии: от Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: главный специалист-эксперт Шеренговая О.В. по доверенности № 2017-02-19/106 от 17.03.2009 года на представительство, удостоверение 25 № 0201 от 25.12.2007 года от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края - представитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 24 марта 2009 года по делу № А51-2188/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края к Отделению по Михайловскому району Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю о признании незаконным действий, об обязании принять к исполнению исполнительный документ УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Приморского края (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – Управление, казначейство), выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа – Постановления от 14.01.2009 № 7 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (далее – Учреждение). Одновременно заявитель просил обязать Управление принять к исполнению Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.01.2009 № 7. Решением Арбитражного суда Приморского края от 24 марта 2009 года, требования, заявленные Пенсионным фондом, удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с решением суда первой инстанции, казначейство обратилось в суд с апелляционной жалобой об отмене указанного судебного акта. В обоснование жалобы Управление указывает на то, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только судебные акты, а Постановление № 7 от 14.01.2009 года, по мнению казначейства, таковым не является. Управление полагает, что в данной правовой ситуации следует руководствоваться главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так как постановление от 14.01.2009 года № 7 Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя – организации, как считает казначейство, не является исполнительным документом, следовательно, Управление правомерно вернуло без исполнения данное постановление. В материалы дела от Пенсионного фонда поступил письменный отзыв, согласно которому, заявитель не согласен с доводами апелляционной жалобы, решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2009 года считает законным и обоснованным, жалобу казначейства – не подлежащей удовлетворению. Заявитель указывает, что доводы Управления противоречат положениям пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) и разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», которые устанавливают внесудебный порядок взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней за несвоевременную уплату обязательных платежей. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края, извещенное о месте и времени судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило. Коллегия, с учетом мнения представителя казначейства, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия пришла к следующему. Как следует из материалов дела, 14.01.2009 года в отношении Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (далее – интернат, страхователь) Пенсионным фондом принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 1823,74 руб. Во исполнение указанного решения в службу судебных приставов было направлено постановление от 14.01.2009 года № 7 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации в указанном размере. 16.01.2009 года судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в связи с тем, что в соответствии со статьями 242.3 – 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам соответствующего бюджетного учреждения, направляются взыскателем в орган Федерального казначейства. Постановление № 7 от 14.01.2009 года возвращено органу Пенсионного фонда, который направил его 30.01.2009 года в Отделение по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю для исполнения. Письмом от 02.02.2009 года № 2017-02-19/48 указанное Постановление и приложенные к нему документы были возвращены в адрес заявителя без исполнения, с указанием на то, что Постановление от 14.01.2009 № 7 не является судебным актом, поэтому его исполнение не регулируется статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полагая, что действия Управления, выразившиеся в отказе в принятии Постановления от 14.01.2009 № 7 и в его возвращении заявителю, не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и создают препятствия в их реализации, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего. Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентируется пунктами 3, 4 статьи 25 и статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона. Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. Как установлено судом из материалов дела, страхователь является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого – муниципальное учреждение. Задолженность Учреждения перед бюджетом Пенсионного фонда на момент вынесения Постановления № 7 от 14.01.2009 года составила 1823,74 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона № 167 – ФЗ предела. В соответствии с пунктом 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Указанной нормой права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Из смысла статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ следует, что Постановление от 14.01.2009 года № 7 является исполнительным документом. Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 17 мая 2007 года N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, коллегией отклоняется довод Управления о том, что при разрешении данной правовой ситуации следует руководствоваться главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Как установлено судом из материалов дела, у страхователя отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ и кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление № 7 от 14.01.2009 года правомерно направлено Пенсионным фондом для исполнения в казначейство. Довод Управления о том, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только судебные акты, а постановление № 7 от 14.01.2009 года таковым не является, коллегия считает несостоятельным в силу следующего. Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 года № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации. Арбитражный суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права, сделал верные выводы по существу требований заявителя и правомерно признал незаконными действия Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Приморского края от 14.01.2009г. № 7 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и правомерно обязал казначейство принять к исполнению исполнительный документ – постановление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району от 14.01.2009г. № 7 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». На основании изложенного коллегия не находит оснований к отмене и изменению судебного акта. Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2009 года по делу № А51-2188/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев. Председательствующий: Бац З.Д. Судьи: Еремеева О.Ю. Сидорович Е.Л. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу n А59-6564/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|