Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2009 по делу n А51-12913/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело №А51-12913/2008 06 июля 2009г. №05АП-1900/2009 Резолютивная часть постановления оглашена 02.07.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2009. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: судьи С.В. Шевченко судей: И.Л. Яковенко, И.С. Чижикова при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.И. Граждан при участии: от истца – Кузина А.Е. (дов. №Н10-1900 от 29.06.2009, уд.№3001887); от ответчика - Попельницкая Н.Н. (паспорт 0502 810376, дов. от 08.12.2008); рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Спасскцемент» на решение Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2009 по делу №А51-12913/2008 судьи А.А. Хижинского по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к открытому акционерному обществу «Спасскцемент» о взыскании 95 825 руб. 32 коп., УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Спасскцемент» о взыскании 95 825 руб. 32 коп., составляющих плату за пользование вагонами за время простоя на промежуточных станциях по причине неприема грузополучателем в силу занятости фронта погрузки. Решением от 17.03.2009 с открытого акционерного общества «Спасскцемент» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» взыскано 95 825 руб. 32 коп. платы за пользование вагонами. Не согласившись с решением суда, открытое акционерное общество «Спасскцемент» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что все извещения направлены ответчику после окончания срока задержки, что распоряжения на бросание поездов не могут служить надлежащим доказательством вины ответчика в задержке, поскольку составлены с нарушениями пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 №26. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что акты общей формы также не могут служить доказательством вины ответчика, поскольку составлены на основании распоряжений, имеющих существенные пороки. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что стороны пунктами 21, 26 договора согласовали применение Тарифного руководства №2 при определении размера и порядка взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице своего представителя по доводам апелляционной жалобы возразил, указал, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение проверяется в порядке ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям. При рассмотрении дела судом установлено, что 29.03.2007 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (перевозчик) и открытым акционерным обществом «Спасскцемент» (владелец) на период со 02.04.2007 по 01.04.2012 заключен договор №96/14 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Старый Ключ. Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению по телефону. Пунктом 9 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов 10 часов 25 минут на подачу порожних вагонов и 6 часов 40 минут на смешанную подачу порожних и груженных вагонов в размере, установленном пунктом 8 настоящего договора. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более: 40 порожних вагонов или 25 груженных и порожних вагонов (п. 8 договора). Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути владельца в течение 22 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (пункт 11). В соответствии с пунктом 21 договора владелец уплачивает перевозчику сборы за подачу и уборку вагонов, за пользование вагонами перевозчика и другие сборы и штрафы, предусмотренные действующими положениями. В пункте 19 договора стороны определили, что подача вагонов с грузами, не принадлежащими владельцу, в разовом порядке производится по письменному договору между владельцем пути необщего пользования, грузополучателем, грузоотправителем и перевозчиком. Как следует из материалов дела, в период с 12.12.2007 по 09.01.2008 на станции Звеньевой произошла задержка порожних вагонов №№58971268, 58961400, 58964081, направленных в адрес ответчика в составе поезда №3420, по причине неприема указанного состава в результате занятости фронта погрузки на станции назначения. Данные обстоятельства подтверждаются дорожными ведомостями (т.1, л.д. 36, 38), распоряжением №379 от 12.12.2007 на бросание вагонов и распоряжением №380 от 09.01.2008 на поднятие вагонов (т.1 л.д.16), актами общей формы №600009 от 12.12.2007 (т.1, л.д.25) и №608025 от 09.01.2008 (т.1, л.д. 26). О задержке указанных вагонов ответчику направлено извещение №125 от 20.12.2007 (т.1,л.д.17). В период с 24.12.2007 по 17.01.2008 на станции Эбергард произошла задержка вагонов №58977927, №58978057, направленных в адрес ответчика в составе поезда №3422, по причине неприема указанного состава грузополучателем из-за занятости фронта погрузки на станции назначения. Данные обстоятельства подтверждаются дорожными ведомостями (т.1,л.д.39-40), распоряжением №865 от 24.12.2007 на бросание вагонов и распоряжением №866 от 17.01.2008 на поднятие вагонов (т.1 л.д.16), актами общей формы №600026 от 24.12.2007 (т.1 л.д. 27) и №608029 от 17.01.2008 (т.1 л.д. 24). О задержке указанного вагона ответчику направлены извещения №131 от 29.12.2007 (т.1, л.д. 18) и №132 от 21.01.2008 (т.1, л.д.37). На основании актов общей формы №600009 от 12.12.2007, №608025 от 09.01.2008, №600026 от 24.12.2007 и №608029 от 17.01.2008 истец начислил ответчику плату за пользование вагонами в сумме 95 825 руб. 32 коп., предусмотренную статьей 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Отказ ответчика от уплаты послужил основанием для обращения ОАО «Российские железные дороги» с настоящим иском в арбитражный суд. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего. Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Как следует из пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 (далее - Правила эксплуатации), основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Аналогичный порядок оформления задержки вагонов предусмотрен Методическими рекомендациями по оформлению ОАО «Российские железные дороги» задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 08.09.2004 №3263р (далее – Методические рекомендации). Статьями 39, 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003г. № 45 (далее Правила составления актов) также предусмотрено, что задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров. С учетом вышеизложенного, положений статей 39, 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п.3.2.4), п.п.4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом обоснованно в качестве соответствующих доказательств приняты акты общей формы. При этом судом принято во внимание, что ответчиком не представлено доказательств вручения ОАО «Российские железные дороги» возражений или разногласий к актам в течение суток, как того требуют положения п.3.2.4 названных Правил. Судом отклонен довод ответчика, аналогичный доводу апелляционной жалобы о принадлежности вагонов другим собственникам и отсутствии в связи с этим оснований для взыскания платы за пользование указанными вагонами с ответчика. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 95 825 руб. 32 коп. Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что данные выводы суда сделаны без учета следующего. Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца (ОАО «Российские железные дороги») при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО «Российские железные дороги», устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками (пункт 34). Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2009 по делу n А51-3584/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|