Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу n А51-2552/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-2552/2009

03 июля 2009 г.

№ 05АП-1679/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2009 г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой,

судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Мильгевской Н.А.

при участии:

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае: Решетникова Г.Л. по доверенности от 01.11.2008 со специальными полномочиями сроком на 1 год, удостоверение Б № 0001981 выдано 16.10.2006;

от ОАО «Международный аэропорт Владивосток»: Кирюшина Л.В. по доверенности от 04.05.2009 № 46/Д со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток»

на решение от 20.03.2009

судьи Н.Н. Анисимовой

по делу № А51-2552/2009 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2009 № 05-09/22П

          

 

                УСТАНОВИЛ:

          Открытое акционерное общество «Международный аэропорт Владивосток» (далее по тексту – «Заявитель» или «Общество») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - «Административный орган» или «ТУ Росфиннадзора в Приморском крае») от 10.02.2009 № 05-09/22П о назначении административного наказания.

Решением суда от 20.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 20.03.2009, ОАО «Международный аэропорт Владивосток» просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности  по валютным операциям. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ОАО «Международный аэропорт Владивосток» объективно не имел возможности представить до 15.03.2008 в уполномоченный банк два экземпляра справки о подтверждающих документах по паспорту сделки по договору № 1550/09-2007 от 27.11.2007 в связи с осуществлением Обществом как субъектом естественных монополий необходимой процедуры проведения конкурса в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О конкуренции» и положениями Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в период с 04.03.2008 по 03.04.2008. Кроме того, Общество ссылается на возможность применения в спорном случае положений о малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ОАО «Международный аэропорт Владивосток» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ТУ Росфиннадзора в Приморском крае» в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

27.11.2007 между ОАО «Владивосток Авиа» (Арендодатель) (в настоящее время правопреемником является ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в связи с реорганизацией и в соответствии с перечнем краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности – Приложение № 3 к разделительному балансу ОАО «Владивосток Авиа» от 10.12.2007) и представительством компании «Кореан Эйр Лайнз Ко., Лтд» Республика Корея (Арендатор) заключен договор № 1550/09-2007 на аренду нежилых помещений в аэропорту «Владивосток» сроком действия с 01.01.2008 по 30.12.2008. По условиям договора Арендодатель ежемесячно, до 25-го числа месяца, предшествующего оплачиваемому, выставляет счёт на оплату аренды помещений, а Арендатор обязуется оплатить выставленный счёт до 5-го числа текущего месяца в размере 35295 руб.

13.03.2008 ОАО «Владивосток Авиа» в уполномоченном банке – филиал № 8635 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) – Приморское отделение оформило паспорт сделки №  08030007/1481/1160/3/0.

В феврале 2008 года Общество в рамках договора аренды от 27.11.2007 № 1550/09-2007 оказало Арендатору-нерезиденту услуги по аренде нежилых помещений на сумму 19704 руб. 31 коп, о чём выставлен счёт-фактура № 31 от 29.02.2008 и составлен акт № 78 от 29.02.2008.

Указанный счёт-фактуру № 31 от 29.02.2008, а также оформленную на них справку о подтверждающих документах Общество представило в банк паспорта сделки 11.04.2008.

В ходе проведения проверки ТУ Росфиннадзора в Приморском крае соблюдения Обществом требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций установлено, что счёт-фактура № 31 от 29.02.2008 представлен в банк паспорта сделки с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Кроме того, в нарушение пунктов 2.1, 2.2, 2.4 указанного Положения, подпунктов 1,2 пункта 2 статьи 24, подпункта 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Обществом не представлена в срок до 15.03.2008 в банк паспорта сделки справка о подтверждающих документах.

28.01.2009 ТУ Росфиннадзора в Приморском крае в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 05-09/22 и 10.02.2008 вынесено постановление № 05-09/22П о назначении административного наказания, в соответствии с которым ОАО «Международный аэропорт Владивосток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоА11 РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением,  ОАО «Международный аэропорт Владивосток» обратилось с заявлением в  арбитражный суд.

Коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований в силу следующего:

Ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок  предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом «б» части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) к валютным операциям отнесены приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Указанием  Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым  резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям.

Порядок и сроки представления резидентами  уполномоченным банкам справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных в проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).

В силу пункта 2.4 Положения справка о подтверждающих документах  представляется в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания  месяца, в течение которого были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Заявителем представление Обществом счета-фактуры № 31 от 29.02.2008 как документа, связанного с расчетами между Обществом (резидентом) и нерезидентом (представительство компании «Кореан Эйр Лайнз Ко., Лтд» Республика Корея) по внешнеторговой сделке (договор аренды нежилых помещений от 27.11.2007 № 1550/09-2007) за оказанные Заявителем в феврале 2008 года Арендатору-нерезиденту услуги по аренде нежилых помещений, а также справки о подтверждающих документах, отнесенной к формам учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, с нарушением установленного срока (11.04.2008 вместо 15.03.2008), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В ходе проверки правильности привлечения к административной ответственности судом не установлено обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу надлежащим образом исполнить обязанность по соблюдению валютного законодательства, в связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о наличии вины в совершении вменяемого Обществу административного правонарушения.

Ссылка Заявителя о том, что ОАО «Международный аэропорт Владивосток» объективно не имел возможности представить до 15.03.2008 в уполномоченный банк в двух экземплярах справку о подтверждающих документах по паспорту сделки по договору № 1550/09-2007 от 27.11.2007 в связи проведением как субъектом естественных монополий конкурса в соответствии с положениями Федеральных законов «О конкуренции» и «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в период с 04.03.2008 по 03.04.2008, коллегией не принимается как несостоятельный, не свидетельствующий об отсутствии в действиях Общества вины во вмененном ему административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и не являющийся обстоятельством, освобождающим Заявителя от административной ответственности.

Довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности правонарушения, поскольку оно не представляет существенной угрозы общественным отношениям, коллегией не принимается в силу следующего.

Целью Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по рассматриваемому составу правонарушения не связано с наступлением тех или иных последствий.

Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ОАО «Международный аэропорт Владивосток» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Кроме того, необходимо учитывать, что применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда. Вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП сделан коллегией с учетом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и соответствует установленным обстоятельствам дела.

Нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

         Решение от 20.03.2009 по делу № А51-2552/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

О.Ю. Еремеева

Судьи:

Н.В. Алферова

З.Д. Бац

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу n А24-664/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также