Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А59-4227/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А59-4227/2008-С18 01 июня 2009г. № 05АП-1014/2009 Резолютивная часть постановления оглашена 26.05.2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено 01.06.2009 г. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Н.В. Алферовой, судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит при участии: от ОАО «Сахалинэнерго» представитель Рыбошлыков И.А. по доверенности № 18-1 от 11.01.2009 сроком действия до 31.12.2009, Одинцова С.А. по доверенности № 18-73 от 11.01.2009 сроком действия до 31.12.2009 остальные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на решение от 28.01.2009 г. судьи В.В. Шевченко по делу №А59-4227/2008 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению ОАО «Сахалинэнерго» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Приход Покрова Божьей Матери Южно-Сахалинской и Курильской Епархии о признании незаконными решения от 09.10.2008 по делу № 26 и предписания № 8-9/08 от 09.10.2008
УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Сахалинэнерго» (далее ОАО «Сахалинэнерго», Общество) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Сахалинской области (далее Управление, антимонопольный орган), о признании незаконными – решения Управления от 09.10.2008 года по делу № 26, предписания № 08-9/08 от 09.10.2008. В обоснование заявленных требований указано, что Общество оспариваемым решением необоснованно признано нарушившим п.3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» и, как следствие, ему необоснованно вынесено предписание исключить из пункта 1.6 договора энергоснабжения №130437 от 27.11.2007 года (далее Договор) подпункты «а» - «н» и привести в соответствие по этим подпунктам все договоры энергоснабжения, направленные хозяйствующим субъектам. Решением суда от 30.01.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с решением суда, УФАС по Сахалинской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный. Как указал заявитель, буквальное толкование пункта 1.6 Договора позволяет сделать вывод о том, что все перечисленные случаи в подпунктах «а-н» являются безучетным потреблением, независимо от того, привели ли они к искажению фактических данных о потреблении электроэнергии. В то же время пункт 79 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 содержит иные действия покупателя, которые приводят к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии. Как следует из письма инспекции ДМТУ Ростехрегулирвоания Сахалинской области от 25.09.2008 случаи, перечисленные в пункте 1.6 договора, не всегда могут привести к искажению данных о потребленной электроэнергии. Следовательно, редакция пункта 1.6 договора явятся невыгодной для контрагента ОАО «Сахалинэнерго». Расширяя понятие безучетного потребления в подпунктах «а-н» пункта 1.6 Договора, ОАО «Сахалинэнерго» ущемляет интересы религиозной организации. Судом не дана оценка доводам Сахалинского УФАС России о том, что ОАО «Сахалинэнерго», расширяя понятие безучетного потребления, создает возможность для манипулирования действиями своих контрагентов. В отзыве на апелляционную жалобу МПРО «Приход Покрова Божией Матери» просит отменить решение суда первой инстанции, оставив без изменения решение Сахалинского УФАС России по делу № 26 и предписание УФАС России № 08-9/08 от 09.10.2008. В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Сахалинэнерго» считает, что УФАС по Сахалинской области не доказало факт навязывания условий договора, не установил их невыгодность для потребителя, в связи с чем, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей ОАО «Сахалинэнерго», проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств. Из материалов дела усматривается, что ОАО «Сахалинэнерго» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%, оно занимает доминирующее положение на рынке товара - электроэнергия по Сахалинской области и его действия могут регулироваться Федеральным законом №135-ФЗ от 26.07.2006 « О защите конкуренции» (далее ФЗ-135). Между ОАО «Сахалинэнерго» и Приходом Покрова Божьей Матери существуют отношения по договору энергоснабжения № 437 от 02.12.1997г. В целях приведения гражданско-правовых отношений в области энергоснабжения в соответствие с требованиями Правил функционирования розничных рынков ОАО «Сахалинэнерго» направило Приходу оферту на энергоснабжение в виде проекта договора энергоснабжения от 27 ноября 2007 года № 130437. В пункт 1.6 раздела №1 «предмет договора» включено понятие - «безучетное потребление электрической энергии» в следующем значении: безучетное потребление электрической энергии – выявленные случаи потребления электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и нормативно-правовыми актами, правилами, документами порядка учета электрической энергии со стороны Покупателя, выразившимися во вмешательстве в работу соответствующего прибора учета или несоблюдения установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на Покупателя, а также в иных действиях Покупателя, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии, в том числе: а) срыв и нарушение пломбировочных устройств (пломбы, стикеры) Государственной поверки или срыв и нарушение пломбировочных устройств ( пломбы, стикеры) Гарантирующего поставщика; б) эксплуатация средств учета с просроченным межповерочным интервалом государственной поверки средств измерения электрической энергии; в) несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате ( неисправности) средства учета; г) несоблюдение температурного режима работы средств учета в соответствии с требованиями к климатическому исполнению и категории размещения указанных средств, д) нарушение паспортной схемы подключения расчетных средств учета, е) неисправны или не соответствуют паспортным данным трансформаторы тока; ж) неисправны предохранители или защитные аппараты в цепи трансформаторов напряжения, не опломбирован привод разъединителей или камеры с предохранителями в схеме подключения трансформаторов напряжения; з) несоблюдение технических условий гарантирующего поставщика, выданных для подключения энергоснабжаемых объектов Потребителя; и) присоединение нагрузок до средств учета: набросы на неизолированные провода ответвлений от ВЛ до вводов; подключение к проводникам ввода, к токоведущим частям коммутационных аппаратов вводного устройства и т.п.; к) эксплуатация средств учета в режимах, непредусмотренных техническим паспортом завода изготовителя cos нагрузки менее 0.5; ток нагрузки превышает максимальный ток прибора учета и трансформаторов тока; л) вмешательство в работу средств учета ( разбито или отклеено (отжато) стекло на приборе учета, повреждены кожух или клеммная крышка прибора учета; м) внесение конструктивных изменений в средства учета, не предусмотренных заводом изготовителем ( герконы, добавочные резисторы, шунты, подмена паспортов и т.д.); н) нарушены вторичные цепи в схеме подключения прибора учета и измерительных трансформаторов тока и напряжения, в т.ч. обратное чередование фаз; обнаруженные факты шунтирования приборов учета, трансформаторов тока и напряжения; обрывы проводки во вторичных цепях; несоответствие схемы соединения средств учета паспортной схеме, в т.ч. типовой для данного вида средств учета; нарушение контактных соединений; использование проводов из разного вида металла; неправильно выполненное заземление или его отсутствие. Считая, что данный пункт в части включения в него подпунктов «а» - «н» не соответствует закону, Приход в протоколе согласования разногласий от 03.03.2008 года к названному договору поставил свою подпись со ссылкой на протокол разногласий от 18 мая 2008 года «к протоколу согласования разногласий», в котором указано, что Приход настаивает на формулировке понятия «безучетное потребление электрической энергии», данной в п.79 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии. 19 мая 2008 Приход обратился с жалобой в Управление, в которой указал, что является потребителем, приравненным к категории «физические лица» (население). Представление Обществом проекта договора от 27.11.2007, ориентированного на категорию потребителей «юридические лица», расценено им как навязывание невыгодных условий со стороны предприятия – монополиста в сфере энергоснабжения. В процессе проверки и рассмотрения жалобы Управление установило, что в соответствии с действующим законодательством с Приходом подлежит заключению договор энергоснабжения,, как с юридическим лицом, т.к. Приход отнесен к группе потребителей «население» только в части расчета тарифа на электрическую энергию. Одновременно рассмотрены разногласия, возникшие между ОАО «Сахалинэнерго» и Приходом по условиям п.1.6 Договора энергоснабжения относительно включения в термин «безучетное потребление электрической энергии подпунктов «а» - «н». Управление пришло к выводу, что подпункты «а» - «н» пункта 1.6 Договора являются невыгодными для религиозной организации, т.к. в них под безучетным потреблением электроэнергии понимаются выявленные случаи потребления электрической энергии, которые (случаи) не перечислены в п.79 Правил функционирования розничных рынков. Управление сочло, что, конкретизировав понятие безучетного потребления электроэнергии в подпунктах «а» - «н» пункта 1.6 Договора, ОАО «Сахалинэнерго создало для себя возможность выставлять счета по установленной мощности электроустановок, а в последующем отключать покупателя от электроснабжения, т.е. ущемлять его интересы. Управление сделало вывод, что ОАО «Сахалинэнерго», включив в п.1.6 Договора энергоснабжения подпункты «а»- «н», допустило нарушение п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ « О защите конкуренции», запрещающего действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или ущемление) интересов других лиц, в т.ч. навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. По результатам рассмотрения жалобы Управление приняло решение по делу № 26 от 09.10.2008 (далее Решение), которым ОАО «Сахалинэнерго» признано нарушившим п.3 ч.1. ст.10 Закона «О защите конкуренции»; решено выдать ОАО «Сахалинэнерго» предписание об изменении условий договора; постановлено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ОАО «Сахалинэнерго». На основании решения Управлением вынесено предписание №08- 9/08 о прекращении нарушения пункта 3 ч.1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», посредством исключения из п.1.6 договора энергоснабжения №130437 от 27.11. 2007 подпунктов «а» - «н», и приведения в соответствие всех договоров энергоснабжения, направленных хозяйствующим субъектам. Не согласившись с Решением и Предписанием, ОАО «Сахалинэнерго» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», квалифицирующими признаками условий договора навязанных контрагенту занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, указаны невыгодность условий для контрагента или условия, не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами). Следовательно, основанием для признания субъекта, доминирующего на рынке, нарушившим положения данной нормы права, является установление антимонопольным органом навязывания этим лицом контрагенту невыгодных условий договора с отражением в решении выводов, обосновывающих этот факт. Правительство РФ в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Закона об электроэнергетике, Постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Правила N 530 устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. Как указывалось выше, по мнению ответчика, нарушение антимонопольного законодательства выразилось в навязывании и установлении невыгодных условий договора Приходу в части конкретизации ряда случаев безучетного потребления Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А24-5244/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|