Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 по делу n А59-991/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                             Дело

№ А59-991/2008

21 мая  2009г.

№ 05АП-893/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 14.05.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.05.2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой,

судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной

при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Агапитовой

при участии:

от Администрации г. Южно-Сахалинска главный специалист юридического отдела Ремаренко Н.М. по доверенности № 07/1-1971 от 29.12.2008 сроком действия на 1 год, удостоверение № 949 от 21.01.2008, заместитель начальника юридического отдела Ковтонюк О.Н.  по доверенности № 07/1-1972 от 29.12.2008 сроком действия на 1 год, удостоверение № 865 от 20.12.2006

от Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска главный специалист Балаева Н.А.  по доверенности № 4-Д от 12.01.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение № 38 от 14.11.2007.

остальные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Южно-Сахалинска

на решение от 30.01.2009г.

судьи  С.Ф. Дудиной

по делу  №А59-991/2008 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Военного прокурора Дальневосточного военного округа

к Администрации г. Южно-Сахалинска

третьи лица – Министерство обороны Российской Федерации, Юрковский Игорь Анатольевич, Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Сахалинской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, Южно-Сахалинская КЭЧ

о признании недействительными пункта 11 постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 16.09.2005 № 1717 и пункта 55 постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 25.10.2006 № 1980

 

УСТАНОВИЛ:

  

Военный прокурор Дальневосточного военного округа (далее по тексту – прокурор) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Южно-Сахалинской КЭЧ обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 16.09.2005 № 1717  «О передаче гражданам земельных участков в собственность и аренду» в части п. 11, постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 25.10.2006 № 1980 «О передаче гражданам земельных участков в собственность и аренду, внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю» в части п. 55.

Протокольным определением от 29.01.2009 по ходатайству Военного прокурора судом произведена замена ненадлежащего ответчика – мэра г. Южно-Сахалинска на надлежащего – администрацию города Южно-Сахалинска.

Решением суда от 30.01.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку оспариваемые постановления не соответствуют Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ. При этом суд удовлетворил ходатайство прокурора о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.

Не согласившись с названным судебным актом, администрация города Южно-Сахалинска обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить,  как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе Военному прокурору Дальневосточного военного округа в удовлетворении заявления.

В доводах жалобы заявитель указывает, что  материалами дела не установлено оснований для признания оспариваемых актов недействительными, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, поскольку не доказано, что администрация города Южно-Сахалинска незаконно распорядилась земельным участком с кадастровым номером 65:01:10 01 004:0137. По мнению ответчика, земельный участок, в отношении которого приняты оспариваемые ненормативные правовые акты, в установленном порядке включен в черту населенного пункта и относится к землям поселений. Администрация города Южно-Сахалинска, как орган, правомочный распоряжаться землей в границах территории муниципального образования, приняла оспариваемые акты в пределах своих полномочий в соответствии с п.10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ». По мнению заявителя, земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и в пользовании Южно-Сахалинской КЭЧ с кадастровым номером 65:01:0000000:0020 точно не определен как объекта права, поскольку не осуществлено межевание и его границы на местности не установлены.  При этом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:01:10 01 004:0137, предоставленного Юровскому И.А. в аренду на основании постановления мэра г. Южно-Сахалинска № 1717 от 16.09.2005 работы по межеванию выполнены, границы установлены, произведен его кадастровый учет с оформлением кадастрового плана. При постановке указанного участка на кадастровый учет, Территориальным управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области не было выявлено наложения его границ с какими-либо иными участками. Вывод суда первой инстанции о том, что из земельного участка № 19, переданного в пользование КЭЧ, сформирован земельный участок, переданный Юровскому И.А., сделан на основании схем расположения земельных участков, которые не являются правоустанавливающим документами и не могут быть приняты судом в качестве допустимого по делу доказательства. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним от 22.01.2008 № 01/001/2008-009,  не является доказательством права собственности Российской Федерации на земельный участок, предоставленный в аренду  Юровскому И.А., а только свидетельствует о том, что государственная собственность на данный участок не разграничена. Администрация также не согласна с восстановлением прокурору пропущенного срока на обращение в суд.

В отзыве ан апелляционную жалобу Южно-Сахалинская КЭЧ решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Юрковский И.А., Министерство обороны РФ, Южно-Сахалинская КЭЧ,  Территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, Территориальное управление Федерального агентства  по управлению государственным имуществом Сахалинской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились. В порядке ст. 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей вышеназванных лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.12.1982г. КЭЧ г. Южно-Сахалинска в отношении земельного участка № 19 «Лиственничное», исполнительным комитетом Южно-Сахалинского районного (городского) Совета народных депутатов выдан государственный акт на право пользования землей А-I № 246454, где за указанным землепользователем закреплено в бессрочное  бесплатное пользование 208.7га ( с учетом  внесенных изменений от 06.12.1991 и от 10.07.2003 площадь составила 858867 га).

Впоследствии, в отношении указанного участка 21.10.2003 изготовлен кадастровый план и ему присвоен кадастровый номер 65:01:0000 000:0020.

17.12.2003 зарегистрировано право государственной собственности на земельный участок площадью 858867 кв.м, переданный в пользование КЭЧ, кадастровый номер 65:01:00 00 000:0020, месторасположение: г. Южно-Сахалинск, по. р-н Лиственничное, участок № 19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2003 серия 65-АА № 049812.

16.09.2005 мэром г. Южно-Сахалинска издано постановление № 1717 «О передаче земельных участков гражданам в собственность и аренду», п.11 которого гражданину Юровскому И.А. предоставлен в аренду с 01.09.2005 по 31.08.2006 земельный участок из категории земель «земли поселения», площадью 1 000 кв.м,  расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Таежная,8 для разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство индивидуального жилого дома в установленном порядке и при условии соблюдения линий градостроительного регулирования.

16.01.2006 в отношении указанного земельного участка подготовлен кадастровый план, присвоен кадастровый номер 65:01:10 01 004:0137, местоположение: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пл.  р-н Лиственничное, ул. Таежная.8.

Пунктом 55 постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 25.10.2006 № 1980 «О передаче гражданам земельных участков в собственность и аренду, внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю» срок аренды на вышеназванный земельный участок продлен с 01.09.2006 по 31.08.2008, для строительства индивидуального.

Военный прокурор Дальневосточного округа, полагая, что постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 16.09.2005 № 1717  «О передаче гражданам земельных участков в собственность и аренду» в части п. 11 и от 25.10.2006 № 1980 «О передаче гражданам земельных участков в собственность и аренду, внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю» в части п. 55 недействительны, поскольку спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации (земли обороны) и Администрация г. Южно-Сахалинска не вправе была им распоряжаться, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 52 и части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с главой 24 АПК РФ для признания ненормативных актов органов местного самоуправления недействительными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с требованиями ст. 268 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органному местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как указывалось выше, КЭЧ г. Южно-Сахалинска передан на праве  постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 858867  га, расположенный в пл/р Лиственничное (государственный акт на право пользования землей А-I № 246454).

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования, предоставленное КЭЧ г. Южно-Сахалинска на земельный участок площадью 858867 на основании государственного акта на право пользования землей А-I № 246454, действительно по настоящее время сохранено за ней в соответствии указанными нормами, а также правилом ч.3 ст. 20 ЗК РФ.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" N 61-ФЗ от 31.05.96 (далее - Закон) земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 по делу n А59-3632/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также